СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

История народного промысла (2 часть)

Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка, на которую садится пряха) и гребню прялки. Местные мастера инкрустировали донца с помощью вставок из мореного дуба и других древесных пород. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которая позволяла сделать донце еще красочнее.

Увеличение спроса на прядильные донца заставило мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся расписные элементы. Сюжетами для изображения становились бытовые сцены. Значительную часть художества занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречались реалистичные и идеализированные образы птиц и животных: львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой позе. Нередко изображения делали парными, обращенными одно к другому.

Жостовские подносы

Традиции жостовской росписи появились в начале XIX века в Жостово (ныне Московская область) и окрестных селениях, где стали открываться мастерские по производству лакированных изделий из папье-маше. Со временем мастерские переквалифицируются на выпуск подносов из жести. В 1928 г. они объединяются в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в Жостово.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, он пишет, полагаясь на воображение. Классический стиль росписи предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых гармонично соединяются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Роспись обычно производится по черному фону, но при этом не выглядит мрачно. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Финифть

Замысловатым греческим словом «финифть» называются украшения, художественные произведения, выполненные на металлической основе с помощью ювелирной эмали (прим.: ювелирная эмаль — прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл варьируется в пределах 750°C — 790°C) и огнеупорных красок.

Вологодская (усольская) финифть — это красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Этот красивый промысел зародился еще в середине XVII века в северном городке Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии; потом подобной финифтью стали заниматься и в Вологде. Красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. 

Однако уже в начале XVIII века началось угасание искусства росписи по эмали. На смену расписным эмалям пришли однотонные, которыми полностью покрывали предмет.Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Вторая ветвь этого промысла — ростовская финифть — зародилась в XVIII веке в Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения здесь выполняются прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. В отличие от мастеров вологодской финифти, ростовские миниатюрщики покрывали эмалью достаточно большие площади. На эмалированных изделиях появились портреты, пейзажи, изображения религиозного содержания, а также копии картин крупнейших русских и европейских художников.

Матрёшка

Наверное, каждый в своей жизни видел, а, может, и играл с матрёшкой. Эта деревянная и на вид самая простая игрушка до сих пор пользуется огромной популярностью. А появилась первая матрёшка в конце XIX века. Эскиз куклы был создан художником Сергеем МАЛЮТИНЫМ под впечатлением от разборной японской игрушки, привезенной с острова Хонсю женой И.С. МАМОНТОВА. Его матрёшка представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Назвали игрушку матрёшкой не случайно. В дореволюционной России имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». По сей день матрёшка остается символом материнства и плодородия. Первая матрёшка, выточенная по эскизам С.В. МАЛЮТИНА лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. ЗВЁЗДОЧКИНЫМ, была восьмиместная. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени.

Палехская миниатюра

Миниатюра палех — это древний народный промысел, сложившийся в XVIII — начале XIX века и до сих пор развивающийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра выполняется темперой (прим.: темпера — водоразбавляемые краски на основе порошковых пигментов. Связующим веществом для темперов служат натуральные или синтетические эмульсии.) на папье-маше и дереве. Расписные изделия с палехской миниатюрой — шкатулки, кубышки, ларцы, панно, пепельницы, брошки, игольницы и др. — преподносятся в качестве сувениров.

Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей: изящность рисунка; темный фон; динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов; большое количество золотой штриховки; четкость силуэта упрощенных фигур. Темы произведений художников Палеха — излюбленные в фольклоре мотивы крестьянского труда, хороводы, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины.

 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.