Атаман и выписи показал, сколько товаров и на сколько тысяч; и, просмотра выписи, отдал торговым людям, а лист взял себе.
Между тем Атаман вынул из мешка три сорока соболей и подарил ими Пашу, он же, приняв, почтил их и отпустил до утра.
А как вышел Атаман с товарищи своими от Паши, говорил слуге его: Заутра принесу ему драгие подарки, чтобы у наших возов караула не было; понеже мы опасных людей сего города не боимся; слуга же о том возвестил Паше, которой у возов торговых людей караулу стоят не велел.
Казаки же, сваря пищу, начали есть, и по отъядении затворены ворота на запор, и они мало приумолкли. Потом Атаман велел телеги развязать, и вылезло из оных 400 человек, которые также начали есть.
По отъядении сказал Атаман: Всех казаков во единой круг, и сказал им: Как из гостиннаго двора выдете, на розно разделитесь, никому назад не отступать и не выдавать. Сам он пошел к Пашеву двору, а прочие в другия места; у возов же оставили чернаго попа Серапиона, с ним десять человек, чтобы молились Богу и угодникам его, Иоанну Предтечи и Николаю Чудотворцу.
От Юрия ГОЛУБЕВА: Вот добавилось и ещё одно слово в словарик старинных слов — ЧЁРНЫЙ поп. Слово ЧЁРНЫЙ или ЧЕРНОЙ встречается и сегодня. В монастырях ЧЁРНЫЙ монах — это монах, давший обед безбрачия, то есть отказавшийся от мирских утех и услад своего тела и решивший посвятить себя только служению Господу.
Есть ещё одно выражение, разъясняющее смысл слова ЧЁРНЫЙ — «жить в ЧЁРНОМ теле», то есть подвергать своё тело голоду, холоду и различным лишениям.
Итак, мы с Вами остановились на том, что с казаками брать Азов пошёл Божий человек. Продолжим наше очень динамичное повестовование.
Пришло время Вашей ЦЕНЗУРЫ.
Не читайте детям всего, что здесь написано! Они, конечно же, должны знать правду, но не в юном возрасте.
Как пошли с гостиннаго двора, закричали громким голосом, и начали на караулах Турок и Татар рубить, к воротам же поставили свой караул. К Паше в палату зашел сам Атаман, и голову у него срубил, потом услышали в городе Турки и Татары голос Русских людей, иные вышли без ружья, а другие с ружьем, но казаки рубят и копиями колют, как свиней, или овец, и разыдошася казаки по всему Азову, где сто, пятдесят, а инде и по десяти человек, и рубили с полуночи до самаго свету; и видев Турки и Татары, что их много убили, прятались где кто мог, казаки ж в домах ходя, их убивали, и всех Турок и Татар и старых баб побивали, а молодых женок и девок к себе взяли.
По окончании сего действия, Атаман приказал мертвыя тела собирать и возить в море, и возили их ровно два дня, молодых же ребят, женок и девок и со всех домов имение собрав, начали делить, и по делу на каждаго казака досталось по три человека, а живота по две тысячи рублей да по четыре коня, и взяв с собой иконы, несоша посреде града с псалмо-пением, и украсиша их сребром и златом.
Атаман, раздав казакам домы, в коих они начали жить и Бога хвалить, и создали церковь деревянную во имя Иоанна Предтеча и Николая Чудотворца; потом казаки от воинства своего послали трех человек в Астрахань к Архиепископу Макарию с писанием, чтоб дал им на освящение церкви Архимандрита, попа и диякона, а пожаловал бы в ту церковь антиминс.
Преосвященный Макарий послал попа белаго и диякона на освящение церки и дал им антиминс и грамоту, да живут там в Азове. Пришед же поп и диякон, церковь освятили, и многие казаки на Турчанках женились и в Християнскую Bеpy приведены.
Пронесошеся о сем весть в Русских странах и городах, и много людей к ним в Азов пришло, и собралось их до 5 000 человек...»