Обычай воздвигать статуи у древних тюркоязычных степных народов был связан с особым культом почитания предков. Современные исследователи считают, что они предназначались для замены погребённого на его поминках и служили временным вместилищем одной из душ умершего, которая принимала участие в поминальном пиршестве.
Вот что пишет в своём исследовании старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника И.Р.Гусач: «…изначально все изваяния устанавливались в святилищах на вершинах курганов и находились там до совершения обряда последних поминок, после чего душа умершего навсегда отправлялась в загробный мир… При этом для высвобождения душ изваяния могли специально сломать, сжечь (если они были деревянными) или закопать в землю… Статуи, оставшиеся стоять в святилищах на вершинах курганов, возможно, являлись вместилищем душ выдающихся людей, их жён, глав могущественных родов, верховных шаманов и великих воинов, которые после смерти обожествлялись и должны были оказывать своим потомкам действенную помощь».
Насколько верны предположения археологов, точно установить нельзя. Но эти стилизованные фигуры с круглыми азиатскими ликами действительно скрывают какую-то мистическую тайну и представляются чем-то вроде пограничных столбов в месте соприкосновения мира живых и мёртвых. Как-то мне довелось слышать жуткую историю: только археологи приступили к извлечению идола из кургана, как при абсолютно ясной погоде случился ураган, напугавший людей, вырубивший автотехнику, электронику и разбросавший находки, палатки и полевые журналы. Совпадение или месть каменной хозяйки могильника? Кстати, у вас есть возможность взглянуть на осерчавшую на археологов «бабу»: она стоит слева, вторая по счёту от административного корпуса.
Проведите эксперимент: станьте перед истуканом и вглядитесь в его каменное лицо. Не правда ли, невольно испытываешь к нему почтение?
С давних пор «бабы», разбросанные в большом количестве по степным европейским просторам, привлекали к себе внимание путешественников, учёных и поэтов. Классик персидской поэзии Низами писал: «И пред идолом гнётся кипчаков спина… Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав. Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».
Кипчаки – это половцы, воинственные кочевники, пришедшие в Причерноморские степи из Заволжья и южного Приуралья. Борьба русских княжеств с ними отражена в поэтическом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Их набег, — свидетельствовал современник, — удар молнии, их отступление тяжело от множества добычи, легко от быстрого бега… Они своим множеством превосходят весенних пчёл».
Между прочим, древние каменные жители степей до сих пор вдохновляют творческих личностей. Например, скульптора С.Н. Олешню. И это немудрено. Они выполнены с чувством стиля, настоящими мастерами, вобрали в себя аромат эпохи кочевников. Если вы считаете их несовершенными, — вы глубоко ошибаетесь. В самом деле, квадрат Малевича выглядит ещё более странно (по типу «рисуют дети»), а ведь причислен к мировым шедеврам.
Коллекция каменных половецких «баб» АМЗ насчитывает около двух десятков экземпляров. Она начала складываться в 1959 году, когда отделом культуры Новочеркасского горисполкома Азовскому музею были переданы в дар два изваяния, которые установили на искусственной насыпи, имитирующей курган, во дворе Порохового погреба. Большинство статуй прописалось там же. Две выставлены в экспозиционных залах.
Два новых экспоната коллекции (расположены при входе справа во дворике Порохового погреба) обнаружены в одном курганном могильнике в Аксайском районе – на том месте, где будет построен аэропорт «Южный», и где в 2014-2015 годах велись археологические раскопки.
Благодаря этим раскопкам собрание музея пополнилось изделиями из драгметалла, интересными сосудами из погребения сарматского времени (после оформления они будут представлены в «золотой комнате»). А затем экспедиция под руководством археолога С.А. Науменко передала в фонды АМЗ ещё и два изваяния. Одно из них обнаружено в курганной насыпи, другое – в погребении. Оба с повреждениями, которые, быть может, стали следствием проводившихся ранее земляных работ (распашка поля и т.п.). Женское изваяние из ракушечника сильно обветрено. Фигура мужчины из песчаника сохранилась хуже, зато на статуе тонко и тщательно проработаны черты лица, детали костюма – видны орнамент, кошель на поясе, нагрудные бляхи, ремешками крепившиеся к поясу сапоги, а также серьги, ритуальный сосуд.
— Таких разновидностей у нас не было, — говорит И.Р. Гусач.