В названии иконы заключено место, где она обретена, где прославилась чудесами, и где особенно ярко исходили их благодать и сила. То есть Казанская икона Божьей Матери была найдена в Казани. Произошло это в 1579 году после страшного пожара в городе, на пепелище двора Онучиных, после того, как девятилетняя девочка по имени Матрона услышала во сне неземной голос: «В подземелье сгоревшего дома скрыта икона. Ищите». На следующий день в соборном храме Казани была отслужена литургия, потом с новоявленной иконы был снят список и послан в Москву. Иван Грозный приказал на месте явления иконы устроить женский монастырь. Матрона, нашедшая святыню, приняла постриг под именем Мавры, была первой инокиней обители, а после — её настоятельницей.
До 1612 года чудотворную икону чтили только в Казани и праздновали только день её обретения — в июле. Второе празднование было установлено 4 ноября, когда, по преданию, Казанская Богоматерь помогла К.М. Минину и Д.М. Пожарскому освободить Москву от поляков.
После этого почитание иконы выходит за пределы казанской епархии. Список её, сопровождавший ополченцев, Пожарский поставил в своей приходской Введенской церкви на Лубянке. Есть сведения, что на его средства был построен в Москве первый Казанский храм — тогда еще деревянный. Церковь сгорела, а при Михаиле Фёдоровиче на Красной площади возвели каменный Казанский храм. Он, как и многие святыни, был уничтожен в 1930-е годы. Воссоздан в 1990-1993 гг. в первоначальных формах. Прежде находившийся в нём особо чтимый список Казанской Богоматери в 1930-м году перенесён в Богоявленский собор в Елохове.
Судьба подлинной иконы запутанна и трагична. Вроде бы она была украдена и хранилась в Ватикане. Когда в 2004 году состоялась передача образа РПЦ, искусствоведы отметили, что это не первоикона, а список XVIII века.
Другой чудотворный список образа — это главная реликвия Казанского собора в Петербурге.
В 1941 году митрополиту Гор Ливанских Илие было видение Божией Матери, которая объявила, что Ленинград будет спасён, если Казанскую икону с крестным ходом обнесут вокруг города. Митрополит связался с представителями РПЦ и советским правительством. Разрешение было получено, и Казанскую икону обнесли вокруг осаждённого Ленинграда. Город выстоял. В одном источнике я прочла, что непрестанно служились молебны перед этим образом в Сталинграде. Освобождение Киева выпадает, в том числе, на день празднования Казанской Богоматери.
Между прочим, и накануне знаменитой Полтавской битвы Пётр I велел доставить из села Каплуновка чудотворный лик. Долго молился перед иконой, повелел пронести образ перед полкАми. Во время битвы 27 июня 1709 года икона стояла на поле боя.
В народном календаре Казанская была важной датой. К этому времени возвращались в свои сёла мужики-кормильцы с отхожих промыслов. Готовилось застолье. На Казанской старались играть свадьбы, предполагали: «Кто на Казанской женится — счастлив будет». А еще говорили: «Казанская — бабья заступница».
Согласно народным приметам, в день Казанской Богоматери всегда идёт дождь или выпадает снег, но ненадолго. «Бывает, что на Казанскую с утра дождь, а ввечеру сугробами снег лежит», «Дождь пойдёт, все луночки зальёт, а снег пойдёт, все дороги заметёт». По наблюдениям, «На Казанскую дождь лунки зальёт — зиму приведёт». Или вот: «С Казанской мороз невелик, да стоять не велит», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведёт, морозцам дорожку кажет», «С Казанской тепло морозу не указ», «Ранняя зима — о Казанской на санях». Считали, что «До Казанской не зима, с Казанской не осень».