А потом, Алиллуя, я вдруг поняла, почему у меня несколько дней «не клеился» текст. Не следует на страницах ЧИТАЙки изобретать что-то искусственное — нужно просто не нарушать один из главных «читайских» принципов: быть самим собой, откровенно и по-простому излагать свои чувства и мысли, так как пишу не научный трактат и не участвую в конкурсе «Мисс креативное перо», а, как обычно, общаюсь через газету с давними добрыми знакомыми и друзьями, то есть с Вами — нашими Читателями.
Да уж… Многим мудростям жизни я научилась, работая именно в редакции НАШЕЙ газеты. Из 20-летия ЧИТАЙки я с ней уже четверть этого времени. Но и за эти годы нам столько всего разного довелось ВМЕСТЕ пережить — и радостей, и испытаний. Ведь каждый номер — это как экзамен, а вот уж на какой балл мы сдаём его еженедельно, — решать, конечно же, только Вам.
Мне сложно судить, многое ли ЧИТАЙка приобрела в моём лице (я очень стараюсь соответствовать возложенным на меня надеждам и быть полезной людям), но уверенно могу сказать, что ОНА дала лично мне колоссальный опыт во всех смыслах, а главное — поддержку и опору в жизни.
ЧИТАЙка стала мне родной, и смею полагать, что у нас с ней любовь взаимная. Ну а это чувство, как известно, дело интимное, поэтому не буду юбилейный номер перегружать своей исповедью, личными воспоминаниями и переживаниями.
Зато, как ответственный секретарь, я со всей ответственностью решила «разделить весь груз» праздничного выпуска ЧИТАЙки со своими коллегами (как нынешними, так и бывшими), и в первую очередь с нашим Шефом — Главным редактором газеты Юрием Михайловичем ГОЛУБЕВЫМ, поскольку именно он всегда был и остаётся для всех нас генератором ярких идей, вдохновителем на добрые дела и индикатором нашей совести.
Выходит, что 20-летие газеты мы отмечаем слаженной работой в сильной, умной и надёжной команде!
Поздравляю всех нас с юбилеем любимой газеты!!!
Елена САНДЕЦКАЯ
20 лет уж прошло… Словно и не бывало
— Юрий Михайлович, предлагаю к 20-летию ЧИТАЙки подготовить интервью с Вами как с создателем и главным действующим лицом летописи газеты, — сказала я, включая диктофон и, тем самым, как бы отрезав ему все шансы на отступление.
Записанный разговор публикуем почти без изменений, таким образом, можно сказать, работаем в прямом эфире.
— Вам верится, что прошло уже 20 лет с момента выхода в свет первого номера газеты? Вы тогда предполагали, что ЧИТАЙка станет самой популярной газетой в Азове и Азовском районе?
— Наша газета имела две регистрации. Первая — в августе 1996-го, а первый номер выпустили в ноябре. Вторая регистрация, вернее перерегистрация газеты произошла 15 августа 1997 года. Я же веду летоисчисление от самого первого ВЫПУСКА. Причем, в качестве традиционной газеты ЧИТАЙка стала выпускаться случайно.
Предтечей ЧИТАЙки была газета «Левый берег». Будучи депутатом ОблСовета, в самом начале 90-х я решил её выпускать как частную газету. Нанял журналистов и технических работников. Выпустил несколько номеров, и вдруг... это понравилось другим. Несколько начальников стали предлагать финансирование за вхождение в учредители. Я отказал, и коллектив банально переманили. А меж тем я занимался очень большим бизнесом — создал брокерскую компанию на Донской бирже. Через мои руки проходили сотни и тысячи единиц станков и оборудования, производимых азовскими заводами. Спустя несколько лет я занялся развитием сети распространения печати.
Приобрёл обанкротившуюся, с кучей долгов, службу распространения печати, которая была альтернативой Роспечати. Её сотрудники мне «достались в наследство». Чтобы фирму сделать прибыльной, мне пришлось ввести научные методы планирования. С долгами рассчитались, людям выплатили зарплаты, увеличили объёмы продаж, но к концу 90-х началась компьютеризация, резко увеличилось количество телеканалов, и на печатные издания и книги резко упал спрос. Помню, что мы выставляли на полку магазинчика двухтомник Куприна и не могли его продать три года.
Но это было потом, а в 1996 году начались очередные муниципальные выборы. Ко мне пришли двое знакомых и попросили создать предвыборную листовку. А я в свою очередь предложил им выпустить газету. Мы купили компьютер и принтер. Сверстали номер форматом А4.
Получилось. Так я и начал выпускать свою газету. Первый тираж ЧИТАЙки был 3 тысячи. Мы его даже не смогли распродать. С коллективом проводили планёрки, анализировали ситуацию, искали волнующие людей темы. Одновременно с изданием ЧИТАЙки начались проблемы — не всем руководителям нравится критика. Появились те, кто воспринимал нас, как врагов. Но кроме критики, мы также отмечали и положительные стороны, достижения руководителей. То есть, мы всегда были объективными.
Мало кто верил, что ЧИТАЙка просуществует больше двух-трёх месяцев. А «хоронили» нас постоянно. И бездольные уничтожать пытались, и нанятые ими грязные политтехнологи… За два десятка лет ЧИТАЙка многое пережила, выстояла, и никогда не опуская голову, шла и идёт вперёд. Время расставило всё по своим местам.
— Газета вырастила и воспитала достаточное количество журналистов и макетировщиков. Многие считают редакцию ЧИТАЙки своим родным домом, которая дала путёвку в жизнь. А кто, по Вашему мнению, составляет «золотой кадровый фонд» газеты?
— Журналистов и верстальщиков, работавших у нас в разные периоды, можно перечислять долго, и все они сделаны из золота. Для меня, во всяком случае.
Случайные люди у нас не задерживались. Подавляющее большинство сотрудников — творческие и трудоспособные личности. В основном, уходили из редакции в силу разных субъективных причин — по семейным обстоятельствам, например, переезд в другой город или создание собственного бизнеса. Если бы они сегодня вернулись, — с радостью принял бы обратно. Каждому я благодарен. С приходом любого из них газета обретала новое дыхание, находила новые форматы, становилась всё более современной и актуальной. Здоровья вам, счастья и процветания, мои дорогие!
Разумеется, собирать свою команду было непросто. Начинал я работать вместе с Вадимом ШАКУНОМ. Он был моим учителем в газетном деле, ну, конечно же, Вадим чему-то и у меня учился. Также с нами сотрудничали журналисты, работающие одновременно в других изданиях. Они поначалу печатались под псевдонимами, а потом уже стали открывать свои имена. С творческой личностью — Борисом БАРТОШЕВИЧЕМ мы создали школу «Юных журналистов». То, что произошло с Борисом… Я не хочу этого понимать. Земля ему пухом.
Потом в редакцию пришла семейная пара, и молодая женщина с порога сказала: «Ребята, почему у вас столько ошибок? У меня техническое образование, но я — и то в ужасе от ваших ошибок». Это была Ирина Петровна ПОПОВА (КРАСНИЧЕНКО). Многие знают, что «технари» — самые лучшие барды. И журналисты они тоже получше, чем гуманитарии. Потому что не мыслят категориями художников и писателей. Они в прозе жизни. Исходя из этого, «технари», с моей точки зрения, делают материал, который можно разложить по частям и посмотреть.
Ирина Петровна сначала правила ошибки. Затем мы направили её на планёрку в мэрию (это было еще при ПЕВНЕВЕ). Ирина пришла оттуда полная впечатлений… Позже появилась и милицейская рубрика. Потом уже Ира начала готовить другие материалы, и так пошло-поехало. Вот так она и стала ответственным секретарём газеты.
В редакции ЧИТАЙки работают не только журналисты и верстальщики. Кроме творческого отдела у нас есть и технический — рекламный. От их работы многое зависит. Зачастую им приходится брать «огонь» на себя от недовольных чем-то читателей.
Наши сотрудницы успешно справляются с огромным и непростым объёмом работы. Мне и самому есть у кого из моих сотрудников чему-то поучиться.
— Вот как? Среди наших постоянных читателей представители различных слоёв общества. Каждый находит близкие по духу и настроению публикации, мы готовы прийти на помощь тем, кто оказался в беде, разделить радость и найти добрый совет. Несменный девиз ЧИТАЙки — «Всегда на страже Ваших интересов». Юрий Михайлович, какие бы еще Вы привели примеры «золотых правил» нашей газеты?
— С моей точки зрения, наша газета вообще является уникальной. Несмотря на огромную журналистскую работу на страницах газеты, основным у нас всегда были и остаются читательские письма. Когда нет прямой линии общения, обмена информацией, я считаю, — это мёртвая газета. Иначе говоря, мы никогда не даём человеку жвачку, которую сами разжевали. Это неуважение к Читателю. Я не хочу воспринимать Читателя как поставщика монеток или того, кому в голову нужно что-то «вбить». Примеры газет, зомбировавших азовчан, Вы видели пару лет назад. Классически задурили они головы...
Мы любим Читателя. Потому что живём здесь. Потому что Читатель — это наши родственники, друзья, товарищи. Так что, если мы сделали материал, который вызвал отклик, значит, мы «попали в точку», значит, сработали на Читателя, на его запрос. Мы знаем интересы людей, знаем, какие темы их волнуют, потому что эти читатели, в первую очередь, — МЫ. Потому и стараемся живо реагировать. Сейчас появилась потребность в духовном продукте и в частности, в исторических материалах — и все видят, как много мы готовим материалов этого формата.
Теперь что касается отношения предпринимателей к нашей газете. На мой взгляд, самый важный показатель — это практически не снизившееся из-за экономического кризиса количество рекламодателей. Спасибо рекламодателям, потому что именно благодаря им мы умудряемся держать цену на газету 5 рублей. Самое интересное, что и на рекламу цену не повышаем. В России, наверное, таких цен уже давно нигде нет.
Кстати, в нашей газете не происходило сокращений сотрудников, а, наоборот, — штат увеличивается.
Каждый у нас приносит пользу... Для меня было неожиданным, приятным открытием узнать, что нашу газету читают в Администрации Президента Российской Федерации. Об этом мне полунамёком рассказывали некоторые федеральные чиновники, и открытым текстом говорил депутат Госдумы Михаил Васильевич ЕМЕЛЬЯНОВ, который знает практически всё и пользуется там высоким уважением и доверием. По его словам, наши публикации дают представителям Администрации Президента почву для того, чтобы немножко иначе осмыслить определённое мнение граждан, и даже, порой, хоть и крайне редко, но служат основанием для подготовки законопроектов. Поэтому, азовчане, знайте, что, возможно, какое-то Ваше письмо подтолкнёт высокопоставленных чиновников и политиков к созданию нового закона или послужит поводом для проведения проверки.
В условиях отсутствия партийной конкуренции Президент России В.В. ПУТИН заявил, что возлагает большие надежды на независимые СМИ, которые помогут очистить общество от коррупции, не допускать нарушений прав человека.
Но небо высоко, а Москва далеко, так что вернёмся домой. Ввёл я в ЧИТАЙке еще несколько правил:
* Мы не имеем права учить Читателя жизни.
* Мы не изменяем содержание письма читателя — это его точка зрения, и он имеет на неё право.
В нашем творческом отделе сумасшедший график работы. Вернее, его нет.
*Если нам нужно выполнить объём работы, то можем или не можем, праздник это или выходной, — мы должны его выполнить. Среда у нас выходной, потому что большая нагрузка в понедельник и во вторник — дни выпуска номера. Хотя я знаю, что если понадобится, — наши сотрудники выйдут работать и в среду, и даже 1 января.
* Сам не терплю унижения и моих коллег не позволю унижать. Если я по делу сделал замечание, то это не означает, что буду это вспоминать и мстить.
* Не терплю в коллективе «бабства», то есть сплетен, интриг и подобного.
* У нас, как в семье, все знают, что в любую минуту тебя смогут перестраховать, выручат, вытащат из проблемы.
* Никому не позволю сводить счеты с моими сотрудниками. Каждый из них под моей личной защитой. Точно так же, как и я чувствую, что когда у меня проблема, — все сплотились и начинают мне активно помогать.
* У нас не принято делать ссылку на газету при решении каких-то личных вопросов. Потому что если кому-то нужна какая-то помощь, то мы абсолютно спокойно обсуждаем её, и при необходимости я сам включаюсь в решение проблемы сотрудника. При этом я всем говорю, чтобы они не скрывали ни перед кем, что они из ЧИТАЙки, потому что это — защита.
А вообще, у нас много «золотых правил», но все они сводятся к светлому и доброму. Хоть и вёл у нас рубрику «вредный человек» (В.М. НОВИКОВ), но — душа-человек. Его критика поомогала многим.
— Деятельность ЧИТАЙки не ограничивается публикациями. Вы являетесь инициатором и организатором многих общественно значимых проектов, общественных комитетов. В общем, благодаря Вашей активной позиции ЧИТАЙка всегда в гуще событий. Юрий Михайлович, какой результат Вашей деятельности Вы считаете самым ценным?
— Самое ценное для меня — доверие читателей. А про результаты деятельности скажу так… У одного поэта есть строки, что, мол, «…уже могу перед Господом держать ответ за свои деяния». Так вот, нам — коллективу газеты «ЧИТАЙ» — на Высшем Суде будет что ответить о своей земной жизни. Наша газета защитила город от метанола, создала центр по лечению наркоманов и алкоголиков, не дала закрыть онкоотделение.
Последнее время что-то мы упустили рубрику «Невыдуманные истории» об ужасах из жизни наркоманов. Теперь, думаю, нужно её реанимировать — в наши дни тема наркомании снова актуальна. Многие не понимают всю катастрофичность ситуации. А нашими статьями мы сможем спасти не одну жизнь.
У меня действительно широкий спектр общественной деятельности. Но я не могу сказать, что я один всё организовываю. Это делают сами люди, а я лишь поддерживаю их. Например, два года назад, когда на Донбассе случилась война, и в Азове появилось много вынужденных переселенцев, то в нашем обществе возник спрос на милосердие… Мне только оставалось чуть помочь в создании общественного комитета «Чужого горя не бывает», который возглавила Елена Ивановна ЧЕКУНОВА.
И примеров создания подобных общественных комитетов под эгидой ЧИТАЙки у меня немало. Ведь положительные люди притягиваются друг к другу. И по своей сути, ЧИТАЙка — это ядро позитива и добра. ЧИТАЙка – это территория добра!
— Невозможно в одной статье рассказать о 20-летней насыщенной событиями истории ЧИТАЙки. Юрий Михайлович, в завершении интервью я не стану задавать традиционный вопрос о редакционных планах, ведь и так известно, что проект под названием «ЧИТАЙка» Вы запланировали на 400 лет. Я просто пожелаю нашей газете процветания и реализации всего намеченного!
Интервью подготовила Елена САНДЕЦКАЯ