Отцы семейства пользовались глубокой покорностию. Молодое поколение смотрело на старших как на опытных путеводителей и руководствовалось их советами». В обязанности отца входило религиозно-нравственное наставление детей, в основном же он был связан с сыновьями в рамках семейного «дела». При этом дети должны были добросовестно выполнять все данные им родителями поручения.
В купеческих семьях с детьми обходились строго. С младенчества ребёок должен был вести себя сдержанно, не шалить, соблюдать распорядок дня, а во время семейной трапезы молчать, иначе следовало наказание — преимущественно розгами. Впрочем, родители далеко не всегда бывали к детям суровы: малышей баловали, угощали сладостями и даже водили на цирковые представления. Но о том, чтобы капризничать или ослушаться отца, купеческие дети и подумать не могли, хотя следует отметить, что в то время ставить под сомнение отцовский авторитет было нельзя и в дворянских, и в крестьянских семьях.
В большинстве купеческих семей образование было прикладным: мальчики получали сведения о коммерции, чтобы, когда вырастут, могли справляться с отцовскими делами. Занятия другими науками купцов не устраивали, так как были случаи, когда получившие разностороннее образование сыновья вырастали и заявляли, что торговлей заниматься не собираются. Купцы брали подобные истории на заметку и решали, что своих мальчиков особенно учить не будут, чтобы не разрушали семейных традиций. Образование мальчиков ограничивалось в большинстве случаев элементарной грамотностью. По воспоминаниям Щукина в Якутске: «Чтением книг почти не занимаются, я нашел между здешними купцами только одного молодого человека, жаждущего европейской образованности». Ярко отношение к образованию в купеческой среде передаёт монолог одного из иркутских торговцев, который приводит в своих воспоминаниях М. Александров: «У нас в торговом быту больших наук не требуется. Самое главное цифирь и счеты. Здесь и столбовое купечество не больше занимается науками. Научился записывать приход и расход товаров, да и за прилавок. Тут уж не избалуешься, не то, что в школе».
С девочками всё было еще проще — их готовили к тому, что когда-нибудь в доме появится опытная сваха и подберёт им хорошего жениха. Дочери купцов должны были помогать матери следить в доме за порядком, присматривать за младшими детьми. Их обучали вязать кружева, шить, готовить приданое, знакомили с обязанностями хозяйки дома. Как писала Авдеева-Полевая, «девицы особенно занимались разными рукодельями: вышивали шелками, золотом, фольгой, в тамбур и гладью; вышивали разными узорами полотенцы». Образование, грамотность женщин вплоть до начала XX в. считалось необязательным. Николай Щукин отмечал: «Воспитание девиц ограничивается умением читать и писать; о приятных искусствах здесь понятия не имеют. В собраниях каждый сидит чинно на своём стуле, не вставая с места: ходить по комнатам считается неприличным, говорить женщине с мужчиною — преступлением. Здесь рассуждают: о чем, кроме худого, может говорить мужчина девице».
Подраставшие сыновья обычно не задавались вопросом, кем они хотят стать, потому что ответ был готов с первой секунды их появления на свет — будут торговать чаем, рыбой или пенькой, как отцы. Юноши еще до окончания учебы привлекались к отцовским делам как помощники. И не только юноши — одна из купеческих дочерей описывает в своих мемуарах, как отец, раздраженный бездельем дочери, поручил ей вести его счета. Если же интересы купеческого сына были далеки от торговли, ему всё равно приходилось ею заниматься — сочетать стремление к писательству с работой в лавке или налаживать связи с поставщиками для того, чтобы заработать денег на дальнейшую учебу.
В сыновьях видели, прежде всего, преемников семейного дела. До зрелых лет о молодом человеке заботились, постепенно вводя его в курс торговых дел, обеспечивали ему определённый уровень благосостояния. Заниматься мелочной торговлей в лавке мальчики начинали с раннего возраста и к 15-16 годам могли уже совершать самостоятельные коммерческие поездки в другие города, вести конторские книги, покупать и продавать партии товаров. Тем не менее, интересы коммерческих дел требовали концентрации капиталов, а главы купеческих семейств нередко сомневались в деловых качествах своих сыновей или не хотели выпускать дело из своих рук. Поэтому бывало обычным, что купеческие сыновья до старости носили это звание, не имея возможности получить статус самостоятельного предпринимателя без родительского согласия. Некоторые из них только к 40-45 годам становились самостоятельными предпринимателями.
Но были и такие купеческие семьи, где образование считалось очень важным, и на него тратились большие деньги. К детям приглашались домашние учителя или гувернантки, которые преподавали им музыку, историю, языки. Иногда и купеческие жены тоже занимались вместе со своими детьми. Пройдя дома начальное обучение, мальчики отправлялись в лучшие городские школы, а вот девочек туда отдавали редко, опасаясь, что они переймут от новых подруг какие-нибудь дурные привычки. Тем не менее, некоторые купеческие дочки — те, кто хотел продолжать образование и мог настоять на своём, — тоже учились в гимназиях. Те образованные дети, которые, повзрослев, решили продолжать отцовское дело, организовывали на своих фабриках занятия для рабочих. Но многие выбрали другие профессии — стали публицистами, врачами, издателями, и их отцам точно было чем гордиться.
Например, из купеческих семей вышли такие знаменитые люди, как медик Сергей Боткин, родные которого успешно занимались торговлей чаем; Антон Павлович Чехов — русский писатель и врач; Анна Волкова — жена банкира и издательница одного из первых в России женских журналов; Агриппина Абрикосова, ставшая в Париже невропатологом с богатейшей медицинской практикой, и многие другие...