Честные Дары ныне занимают первое место среди святынь и драгоценных реликвий священной обители Святого Павла на Святой Горе Афон. По причине их огромной ценности, прежде всего духовной — как предметов, освященных прикосновением Христа и Его Пречистой Матери, они надёжно хранятся в 10 особых ковчегах в монастырской ризнице, а для поклонения и вывоза отделяется только их часть.
Волхвы принесли Вочеловечившемуся Господу золото, ладан и смирну. Золото хранится в виде 28 пластин разной формы (квадратных, прямоугольных, трапециевидных), искусно украшенных различными орнаментами в технике филиграни. Размер каждой пластины – приблизительно 5х7 см. К каждой из них на серебряной нити подвешены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны, общим числом 70.
Честные Дары Волхвов среди предметов, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, первоначально хранила Пресвятая Богородица. По преданию, незадолго до своего Успения вместе со Своей Честной Ризой и Поясом Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились приблизительно до 404 года, когда византийский император Аркадий перенёс их в столицу Византии — Константинополь, в храм Святой Софии.
После захвата Константинополя турецким султаном Магомедом II-Завоевателем его мачеха царица Мара, сербка по происхождению и христианка по вероисповеданию, в 1470 году собственноручно принесла Дары на Святую Гору Афон, чтобы передать их в обитель Святого Павла.
Монастырь этот расположен у юго-западного склона горы Афон в полутора километрах от моря. Основан в конце IX века преподобным Павлом Ксиропотамским. На протяжении всего многовекового существования его поддерживали византийские императоры, правители Сербии и Валахии, а также русские цари, считавшие Афон оплотом православия и уделом Божией Матери.
По святогорскому преданию, когда Мара поднималась от монастырской пристани к обители, ей явилась Пресвятая Богородица и не позволила идти дальше (женщинам запрещено посещать Афон). Благочестивая царица послушалась и, передав монахам Дары, вернулась на корабль.
Позднее на месте передачи Даров была построена часовня, а там, где Маре явилась Богородица, был установлен крест, называемый «крестом царицы». До начала XX века в монастырском архиве хранился турецкий документ, свидетельствовавший о передаче реликвии монастырю, но эта рукопись погибла в страшном пожаре, постигшем обитель в 1902 году.
Каково же символическое значение Даров? — «И открыв, — повествует о волхвах Евангелие от Матфея, — сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Церковь в рождественских песнопениях восклицает: «…И сокровища своя усердно отверзшее, дары честныя приношаху: искушено злато — яко Царю веков; и ливан — яко Богу всех; яко тридневному же Мертвецу — смирну, Бессмертному».
Итак, золото было принесено Христу как Царю, ливан (ладан) — как Богу и смирна (благовонное вещество из аравийского дерева) — как Человеку на погребение. Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ладан — символ Божества, так как его возжигают Богу; смирна же — символ смертности, так как ею издревле умащали мёртвые тела, чтобы они не тлели и не издавали запаха. Таким образом, трое волхвов исповедали Христа Царём, Богом и Человеком. Своими приношениями они показали, что этот Младенец есть и Царь, и Бог, и что он вкусит смерть за людей как Человек.
Монахами зафиксировано множество чудес, исходящих от Даров. Одним из самых распространённых является сильное благоухание! А вот пара конкретных примеров:
Один из ковчегов с Дарами был украден в XIX веке. В 1924 году потомок похитителя увидел во сне святого Павла, который потребовал вернуть похищенное в монастырь, встревожился, но не подчинился. Видение повторилось во второй и в третий раз. Святой начал грозить жестоким наказанием за святотатство. Испугавшись, мужчина обратился к сельскому священнику, и вскоре Дары вернулись в монастырь. В монастырском архиве сохранились соответствующие документы и переписка, подтверждающие произошедшее.
В последние годы благодать Даров особенно сильно проявляется в отношении одержимых. Как-то, когда они были выставлены в Салониках, трое мужчин привели в храм женщину по имени Панайота. Как только они приблизились к Дарам, женщина начала сопротивляться, выкрикивая: «Назарянин, Ты меня обжигаешь! Уйди, Вифлеемский Младенец!» Народ при этом леденел от ужаса.
На следующий день женщину вновь привели. Она начала выть, упала ничком, уткнувшись лицом в пол. Монах взял ковчег и совершил крестное знамение над её головой. Она кричала, испуская пену. Тогда её крепко схватили, и монах поднёс Дары к её губам, после чего женщина минут десять лежала, точно мёртвая. Но затем, исцелившись, поднялась, приложилась к Дарам и ушла, прославляя и благодаря Бога!
С 2013 года в монастыре ведётся работа над созданием эксклюзивных сувениров. По оригинальным идеям иеромонаха Евфимия были созданы копии Даров, чудотворных икон, других реликвий. Монастырские изделия можно купить в Москве в церковных лавках Сретенского и Свято-Данилова монастырей.
В 2014 году Дары Волхвов впервые покинули пределы Греции — святыни были привезены в Москву, Петербург, затем на Украину и в Белорусию. График их пребывания был составлен по благословению Священноначалия РПЦ. Только в Москве святыне поклонились 412 тысяч человек. Люди стояли по 12 часов, чтобы полсекунды приложиться к реликвии!
В одном из комментариев я прочла малоизвестную информацию, затем проверила, — она абсолютно правдива и, может быть, окажется кому-то полезной. — Частички мощей самих волхвов, Мельхиора, Каспара и Валтасара, а также частички мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, частица хитона святого Иосифа Обручника и частичка Яслей Богомладенца находятся в России, в 245 км от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе, в монастыре Александра Свирского. Это единственный из русских святых, удостоенный явления Святой Троицы. Пятьсот лет его мощи остаются нетленными и сохраняют температуру тела здорового человека.