СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

О науке и не только…

Владимир Петрович является крупным специалистом в области Отечественной истории новейшего времени и истории казачества XX века, автором более 260 научных и учебно-методических работ. Им опубликовано более 230 научных работ, в том числе 21 монографическое исследование, одно энциклопедическое издание, статьи в научных сборниках, журналах, четырёх энциклопедиях, более 30 учебно-методических работ, в том числе 12 учебников и учебных пособий.

— Владимир Петрович, в интервью учёного-математика, академика РАН Кулешова я прочла, что наука за последние десятилетия деградировала, произошёл развал инженерной школы. А как бы Вы прокомментировали её нынешнее состояние?

— Политический и социально-экономический кризис как результат абсолютно непродуманных реформ обозначился в стране ещё при Горбачёве. 90-е годы — это, конечно, страшные годы. Мы не осознали ещё тех потерь, которые понесло наше общество. То, что создавалось поколениями советских людей, было разграблено, разворовано. Смертность превышала рождаемость, у демографов даже появился термин — «русский крест». Многие находились буквально на грани выживания. 

Наука — плоть от плоти общества — тоже оказалась в кризисе: микрофинансирование, задержки и невыплаты зарплат, копеечное жалованье… Те, у кого было притуплено чувство патриотизма, кто был озабочен своим благосостоянием, уезжал за рубеж. Там и сытнее, и проще. Те, кто остался здесь и продолжал осуществлять свою научную деятельность, в материальном плане влачил жалкое существование. Но в интеллектуальном, духовном отношении был подвижником и патриотом. 

В 90-е годы молодёжь в науку практически не шла, что привело к нарушению преемственности, старению научных кадров. Разрушались научные школы. Многие из них, кстати, до сих пор не восстановлены и вряд ли будут восстановлены. Государство практически не обращало на науку внимания — даже на оборонную сферу, отвечающую за безопасность страны. 

Такое положение сказалось и на студенческом потенциале. Качество образования в школе снизилось, в вузы стали приходить люди значительно хуже подготовленные. Плюс появились коммерческие вузы, озабоченные только получением прибыли. 

В последние годы ситуация выправляется, в целом виден рост уровня и качества образования, научных исследований. Однако проблемы, возникшие в 90-е годы, до сегодняшнего дня практически не решены. Наблюдается перекос в научных сферах.

У нас готовится огромное количество юристов, экономистов, а хороших инженеров, физиков, математиков, химиков не хватает, да и гуманитариев тоже. Государство пытается вкладывать средства, но нужно понимать, что деньги и современное оборудование без человеческого ресурса, хорошо подготовленного и теоретически, и практически, никакой пользы не принесёт. Поэтому есть пробуксовки, есть проблемы. 

Я бы не сказал, что положение катастрофическое, но очень сложное. И для того, чтобы, скажем, сформировать научную школу, которая давала бы научный штат мирового уровня, нужны не год и не два, и даже не годы, а десятилетия! Грамотных, квалифицированных научных кадров не хватает. Но без науки страна обречена на деградацию. Посмотрите, какое внимание уделяется науке в том же Китае, Индии. Американцы этим озаботились очень серьёзно. Европейцы это всё понимают. Наука — одна из приоритетных сфер человеческого общества!

— Ваше отношение к ЕГЭ?

— Это попытка бездумного, слепого заимствования западных образовательных технологий. На западе научные достижения, научный процесс ориентированы на получение прибыли, конкретного материального результата. А фундаментальная наука, нужно понимать, никакой прибыли не приносит, но без неё ничего не стоит и прикладная наука. Советскую систему образования нужно было реформировать — вводить определённые элементы тестирования, практико-ориентированные технологии, но ломать систему полностью — это великая глупость. Следствием этого стало падение качества подготовки в школах, когда ребят натаскивают на ЕГЭ.

Мне кажется, новый министр образования понимает пагубность системы ЕГЭ, поэтому сейчас обозначилась тенденция сокращения тестовой части.

— На каких принципах, по-Вашему, должно быть основано содержание единого учебника по истории, о котором так много говорят в последнее время?

— Такой учебник практически уже создан. Базовые принципы для исторической науки — это научность, объективность и историзм. Последний принцип означает, что те или иные события, и триумфальные, и трагические, мы должны рассматривать с позиций того времени, когда они происходили. Скажем, жуткие войны Средневековья, отличавшиеся колоссальной жестокостью, вызывающие ужас и отвращение, в те времена воспринимались как данность.

По поводу написания единого учебника велось много дискуссий, ко мне тоже обращались из министерства, и я высказал свою точку зрения. Особенно много вопросов и споров в оценке вызвал советский период.

Необходимость в едином учебнике назрела давно, поскольку в разных пособиях одним и тем же событиям давались диаметрально противоположные оценки, ситуация была просто алогичная. В нём будет дано максимум фактологического материала, чтобы не было перекосов в оценке спорных периодов, за обучающимся оставлено право самостоятельно делать выводы и заключения. Это не значит, что учебник выйдет слишком выжатым, сухим. Подходы, которые применялись при его написании, достаточно здравые и оптимальные.

Хотелось бы отметить, что во всём мире истории уделяется огромное внимание. Я, как профессиональный историк, увидел, например, большой рост знаний в области отечественной и мировой истории у нашего Президента. Почему так происходит? — 

История становится одним из факторов геополитического позиционирования государства. — Посмотрите, что творится на Украине, как они историю перевирают — то древних укров вспомнят, то богатырей украинцами провозгласят! 

 С одной стороны, история формирует мировоззренческие основы у граждан страны, с другой — становится элементом геополитического противостояния в мире. Непредвзятый анализ изучения истории является, если хотите, одним из элементов безопасности государства. Не зная и объективно не оценивая своё прошлое, мы не имеем ориентиров в настоящем и перспектив развития в будущем.

— Можно ли назвать Азов казачьим городом? С одной стороны, он был первой столицей Донского казачества, с другой, например, в начале прошлого века здесь, по свидетельству очевидцев, проживал всего один казак? 

— Вопрос поставлен некорректно, обывательски… Конечно, Азов не основан казаками. Это не Старочеркасск. Азов не был казачьей столицей длительный период, как специально построенный Новочеркасск. И, естественно, с учётом того, что подавляющее число казаков занималось, в основном, земледелием и проживало в сельской местности, здесь не было преобладания казачьего населения. Но не нужно забывать одной принципиальной вещи. Азов — город казачьей славы. Именно казаки в XVII веке отвоевали одну из мощнейших крепостей мира у Османской империи. Это подвиг! Именно казаки внесли огромный вклад в завоевание этого города при Петре I. А какой высокий патриотический порыв добровольческого движения был в период Великой Отечественной войны! — 

Было объявлено о формировании Азовского казачьего полка народного ополчения. На спуске в порт слева стоит памятный камень с надписью «На этом месте у здания колхоза имени Ворошилова располагался штаб Азовского казачьего полка народного ополчения». Его поставил мой родной дед Нефёдов Захар Васильевич, который вместе с Макеевым, командиром добровольческого соединения, формировал казачье подразделение. Полк сформировать не смогли — не хватило людей. Но Азовский взвод был создан, пополнялся азовскими казаками и участвовал в сражениях в составе 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса.

— Почему Вы согласились стать научным консультантом альманаха «Азовский край»?

— Потому что люди, которые над ним трудятся, работают на общественных началах, выполняют просветительскую функцию. Они поднимают неизученные, спорные вопросы, демонстрируют интересный подход — исторический, культурный, этнографический, бытовой…

— Вам не кажется, что внимания, в плане организации фестиваля, заслуживают не только годовщины Азовского осадного сидения, но и взятия Азова петровскими войсками в 1696 году?

— Конечно. Я вообще считаю, что крайне недостаточно изучена казачья страница военной истории Азова. Об участии казаков в петровских походах наши жители мало что знают. Любое мероприятие, которое направлено на историческое просвещение, — это достижение.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.