Пантелей Яковлевич Толстопятов родился в селе Круглое в 1905 г., в многодетной крестьянской семье. Детские и юношеские годы пришлись на суровое время. Вся страна кипела: Первая мировая война, затем революция, Гражданская война, коллективизация, голод 1923 года и 33 годов. Новую власть Пантелей Яковлевич принял как новое течение в светлое и справедливое будущее. В 1928 году женился на красавице Марии, родившей своему любимому восьмерых детей. В 1930 году одним из первых вступил в только что организованный рыболовецкий колхоз «Красный Партизан». Здесь же его приняли в партию большевиков и назначили бригадиром рыболовецкой бригады.
Казалось, счастью нет предела; но, увы, 22 июня 1941 года круто изменило жизнь каждой советской семьи, в том числе и семьи Пантелея Яковлевича. Время изменилось — на многие десятилетия — на два периода: «до войны» и «после войны». С первых дней ВОВ Пантелей Яковлевич вместе со сверстниками-односельчанами был мобилизован на фронт. Тернистыми были фронтовые дороги: он принимал участие в боях на Миус-фронте, участвовал в освобождении Ростова. Но самое роковое случилось на Кубани, в Крымском районе. От Ростова на Кубань шли по дороге Азов-Порт-Катон, мимо родного села Круглое. Пантелею Яковлевичу удалось забежать домой, увидеть деток и свою Марию, которая пронесёт свою любовь, как лебединую верность, до конца своей жизни. Которая, как оберег, как Матерь Божья, всегда перед боем стояла перед глазами Пантелея. Эта встреча будет последней. Потом родится сын. Мария назовёт его Пантелеем — именем любимого мужчины, но его Пантелей Яковлевич уже никогда не увидит.
А пока предстояли тяжелые бои за прорыв немецкой «Голубой линии», которая протянулась от Темрюка до Новороссийска на 150 км. Это была мощная линия немецкой обороны. Центром или воротами к ней была стратегически важная высота 121,4 против села Мелихово, ныне село Экономическое. С этой высоты просматривалась и простреливалась местность на десятки километров вокруг. Была весна, только-только зацвёл тёрн. Его запах витал в вечернем воздухе, тревожа сердца бойцов. Не было слышно только соловьёв, видимо, птица чувствовала стоящую рядом смерть. В эту ночь никто не уснул, все знали, что утром после артподготовки идти в бой. Но утром 10 мая никакой артподготовки не было, и авиационной поддержки — тоже. Войскам не удалось тогда прорваться дальше первой линии немецких окопов. Прямо на улицах села Мелихово полегли под сплошным пулемётным огнём противника сотни бойцов в наступающих цепях и до 70% командного состава. 26 мая была очередная попытка штурма высоты 121,4. Сотни самолетов, танки, миномёты круглые сутки безжалостно молотили эту многострадальную землю. В воздухе одновременно было до сотни самолётов. Самое крупное воздушное сражение за весь период войны произошло здесь, на Кубани, на «Сопке Героев» — так её назвали солдаты. А на земле вовсю развернулась рукопашная схватка. И всё же бои продолжались, и лишь 8 июля 1943 года бойцы 37-й и 56-й армий прорвали немецкую «Голубую линию» и заняли «Сопку Героев», за которую отдали жизнь более 18 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.
Когда бои закончились, — десятки гектаров полей вокруг сопки были усеяны погибшими солдатами, среди которых сложил свою голову в возрасте 38 лет и наш земляк Пантелей Яковлевич Толстопятов. Ценой своей жизни заплативший за свободу и независимость нашей Родины, за будущее своих детей и земляков.
Но вернёмся к тем событиям. Был июль-месяц. Жара. Трупы бойцов начали разлагаться, создавая реальную угрозу для окружающих населённых пунктов Крымского района. Убрать трупы было невозможно. Отступая, немцы заминировали огромные пространства. Частота установленных мин была от 2 500 до 4 000 на 1 км. С этой целью была мобилизована молодёжь 14-16 лет, 40% из них — девочки. После недельных курсов по изучению сапёрного дела молодёжь приступила к разминированию полей. В обязательном порядке на разминирование шли босыми — так лучше прощупывались мины. В руках у каждого была деревянная палка с металлическим штырем на конце, а в душе — надежда на удачу, ведь работали они в полях, на которых лежали разлагающиеся трупы бойцов, подбитая техника, всюду минные растяжки. Но подростки совершили самый настоящий подвиг — очистили поля. Ставились даже рекорды — 18 000 разминирований. На фронте за 1 тыс. представляли к ордену «Красная Звезда», а подростки-минёры даже не имели льгот как участники войны. Им просто записывались трудодни, как работникам колхоза. Боле 20 из них погибли, чтобы на полях колосилась пшеница, а не горькая полынь.
В 1948 году на «Сопку Героев» приехали участники сражения. Вместе с председателем местного колхоза они поднялись на вершину и увидели страшную картину. На земле грязно-оранжевого цвета, без единой травинки, повсюду были останки сражавшихся. Черепа бойцов лежали на склонах сопки, как засохшие арбузы на бахче. Ветераны собрали колья от проволочных заграждений, соорудили и установили крест павшим героям. И лишь в 1965 году здесь был построен мемориальный комплекс в память о тех событиях и павших героях.
Прошли годы. В связи с 50-летием Победы советского народа в ВОВ в ДК села Круглое собрались фронтовики и труженики тыла. После официальных поздравлений, когда уже от выпитого горячительного развязались языки, к старшему сыну Пантелея Яковлевича, Леониду, подсел житель села, участник ВОВ и в беседе сказал: «А знаешь, Леонид, твой отец мог бы остаться в живых. Я был рядом с ним, но он же был коммунист, ему надо было бежать навстречу пулям, а вот я упал, притворился убитым и выжил в той атаке». Наверное, эти слова заставили внучку Пантелея Яковлевича Татьяну Леонидовну Шкондину (Толстопятову), директора Круглянской СОШ начать поиск своего дедушки. И это ей удалось. Пантелей Яковлевич Толстопятов похоронен в центре села Экономическое в братской могиле, в которой покоятся 2 тыс. советских воинов, 510 из них неизвестны.
Мария Петровна, жена Пантелея Яковлевича, одна вырастила восьмерых детей. Все они стали порядочными и уважаемыми людьми. А Мария Петровна, как и многие вдовы, стала символом настоящей русской женщины-матери, пронеся в своём сердце высоко, с достоинством и честью свою любовь и память к детям и любимому.
Демидченко В.Ф., с. Круглое