Часть первая.
Штурм донскими казаками крепости Азов. Июнь1637 год.
Солнце медленно поднималось над землёй, освещало туманную степь. Светлые облака заблестели перламутром. Дон неустанно катит тёмные воды. На берегу сидит старик. Он в белой длинной рубахе, в тёмных татарских штанах. Худощав. Голова покрыта белыми длинными кудрями. Глаза широко открыты. Смотрят на запад. У самых его ног бьётся о берег крутая волна. Струги, как боевые кони, плотно сбились в табун. Они трутся друг о дружку, ждут в нетерпении своих седоков. Старик этот – Михайло Черкашенин, он старейший атаман Войска Донского. Пришёл на Дон подростком из Черкасска. Происходил из Запорожских казаков. Прозвище – «Черкасс». При нём 3 января 1570 года пришла грамота от Московского царя – Ивана IV Грозного. В ней царь обратился к донским казакам: «Послужите нам, царю, а мы вас, казаков, за вашу службу жаловать хотим». Казакам предлагалось проводить русского посла Новосильцева до Донских зимовищ. Посол ехал через Рыльск и Азов в Константинополь. Черкашенин вместе с казаками проводил его до Кобякова Городища (Место между Ростовом-на-Дону и Аксаем. 3 января 1570 года считается датой создания Войска Донского. Москва за службу обязалась казакам выплачивать жалование – деньгами, порохом, свинцом, селитрой, ядрами, провиантом, вином).
У Михайла Черкашенина был опыт военных действий в Ливонской войне. (1558-1583 гг.). В то время Польский король Стефан Баторий со своим 100 000-м войском начал захват городков западной части России (земли нынешней Латвии, Эстонии). В этой Ливонской войне Михаил Черкашенин, собрав 3000 казаков, принимал непосредственное участие. Казаки особенно отличились в обороне города Пскова. Они проявили лучшие свои качества: мужество, стойкость, находчивость. Умение вести военные действия с превосходящим численно противником. Русский историк Н.М. Карамзин отметил в своих работах, что казаки «оказывали чудеса храбрости».
Войска Батория подошли ко Пскову. Осадив, стали из 20-ти тяжёлых пушек громить каменные стены. В образовавшиеся проломы они с воем и криками ринулись, в надежде захватить богатства города. Одна корысть руководила ими. Вначале им сопутствовал успех. Проникнув в проломы, захватили две городские башни — Покровскую и Свиную. С башен захватчики били из ружей по русским защитникам. Войска Батория постепенно стали теснить слабеющих россиян. Князь Шуйский – руководитель псковского войска, почувствовал превосходство неприятеля. Тогда он указал русскому войску на образы Богоматери и мощи Святого Всеволода-Гавриила, которые иереями из соборного храма удалось поднести в самую гущу сражения. Русские ощутили призыв: «умереть или спасти город небесным вдохновением мужества». Россияне укрепились в духе; стали непоколебимо – и вдруг Свиная башня, в решительный час ими подорванная, взлетела на воздух с королевскими знамёнами и воинами Стефана Батория».
На помощь к псковитянам пришли свежие силы города и россияне, крича: «Не предадим Богоматери и Святого Всеволода!!», дружно пошли в атаку. Могучей волной они смяли и выкинули за пределы Пскова поляков, литовцев, венгров, немцев.
«Защитников Пскова было 1626 человек. Убитых же-863. Неприятеля легло около 5000». Так закончился первый день сражения за Псков 8 сентября 1581 года. Этот день вошёл в историю государства Российского как день беспримерного военного подвига русского народа. В этот день вместе с псковитянами в одном строю сражались донские казаки с атаманом Михаилом Черкашенином.
В то время Черкашенину открылась истина, что донское казачество, «став под руку Московского царя», сможет сохраниться как особый русский народ, имея у себя православную веру и самоуправление в форме казачьего круга.
Прошло время. С юга возрастала опасность для России и донских казаков. Турки захватили в 1471 году Азов, потеснив татар. Они превратили город в военную крепость. Считали её плацдармом для расширения Османской империи на север и восток. Крымские татары и часть татар ногаев приняли вассальную зависимость от Турции. Татары и азовские акынжи беспрерывно нападали на городки России и Донских казаков. Михайло Черкашенин с казаками делал попытки остановить набеги татар.
Однажды татары устроили засаду и захватили в плен его сына Данилу. Данилу отвезли в Азов, чтобы отца и казаков держать в повиновении. Черкашенин дважды нападал на Азов, но взять крепость ему не удавалось. Однажды ночью, напав на Азов, казакам удалось захватить часть крепости. Они пленили шурина турецкого султана Сеина с его свитой.
Михайло предложил азовцам обмен – Сеина со свитой на сына и пленных казаков.
Паша азовский согласился. Но вмешались силы протурецких татар, они казнили Данилу. В результате вспыхнула жестокая война. Турецкий султан сделал выговор Крымскому хану – виновнику войны.
«Меж казаков и Азовом великую кровь учинил…, а ведь Азов с казаками и казаки с Азовом жили…, у них всё было мирно».
Турки завязли в войне с Персией. Крымцы напали на городки казаков. Увели много пленников. Только в Азове в то время томились в казематах 2000 русских полоняников. В ответ среди казаков родился и вызрел план штурма Азова. Михаил Черкашенин сердцем принял план атаманов Татаринова и Васильева. Смотрит Михайло на воду и слышит песню про молодого казака полоняника.
Во Азове в славном городе…,
…Как была тут темна темница,
Что сидел тут добрый молодец,
Добрый молодец, Донской казак.
…Славный Тихий Дон взволнуется,
Весь казачий круг взбунтуется,
Разобьют силу турецкую.
Получили казаки сообщение, что азовский паша отдаёт свою дочь замуж за Крымского хана. Нагрузив приданное дочери на большие лодки, паша отправил свою дочь по воде в Крым. С дочерью и со свитой 25 девушек шла охрана в количестве 700 воинов крымских татар. Казаки на лёгких стругах устроили засаду в камышах. Когда появились турецкие бусы, напали. Татар порубили, а бусы причалили к берегу. Дочку паши, её свиту и товары перегрузили на лошадей и доставили в Черкасск. Атаманом казаков в то время был Наум Васильев. Родом с Нижнего Новгорода.
«Услышав же азовский паша, что донские казаки бусы разбили, дочь его и служащих при ней 25 девок взяли в полон, прислал на Дон злата, серебра, жемчугу и всякого живота. На 10000 рублей, чтоб дочери его на выкуп отдали. И казаки на выкуп всё отдали, а турецкий живот весь отправили в Астрахань сменять на русские товары и привезти оттуда оных на 13000 рублей. Казаки от той татарской свадьбы обогатились и написали два образа во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, и поставили часовню».
«Собравшиеся казаки во единый круг начали советовать, как бы нам Азов взять. Услышав совет у атамана и есаула, сказали: «Разумно говорите, казаки вольные, молодцы добрые, как град Азов возьмём, сделаем 130 телег и покроем их кожами красными и чёрными, и во 100 телег положим по малому числу товара, а в 30 телег положим по 4 человека казаков с ружьями и русскими товарами».
Услышав у атамана и есаула совет, весьма похвалили и сказали: да будет тако!».
К крепости Азов медленно подошёл караван. Молодой, рослый, богато одетый купец ударил кулаком закрытые железные ворота. Они вздрогнули, гулко отозвались. Вышел начальник стражи.