СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

Сказание о подвигах донских казаков (2 часть)

... К крепости Азов медленно подошёл караван. Молодой, рослый, богато одетый купец ударил кулаком закрытые железные ворота. Они вздрогнули, гулко отозвались. Вышел начальник стражи. Купец передал бумаги и тяжёлый свёрток. Через некоторое время ворота открылись, пустив в крепость людей и подводы. Караван разместился на гостином дворе. Не мешкая, главный купец отправился в Султанский Дворец к руководителю крепости  Калаш-паше. Получив подарки, просмотрев бумаги, Калаш-паша остался доволен.

В роли Астраханского купца выступал умный, быстрый в мыслях и в бою атаман Войска Донского  Наум Васильевич Васильев. Под вечер он собрал казаков, которые прибыли на возах и тайно на дне подвод.

– Войско поставило нам задачу: убрать Азовского пашу, освободить пленных казаков, томящихся в подвалах, вооружить. Начать военные действия. Утром взобраться на стену, подать знак войску – развернуть красно-синий платок, он послужит сигналом, что мы внутри крепости начали военные действия. Знаю, трудная задача выпала на нашу долю. Мы выполним волю войска. Смерть не страшна, если отдаёшь свою жизнь за свободу родного края и во славу Отечества. Пока жива русская земля, наши имена будут вечно жить  в памяти народной.

И пошёл атаман с двумя казаками с новыми «подарками» для Калаш-паши. Срубили казаки ему голову – обезглавив руководство крепости. Ночью атаман Наум Васильев разделил своё войско на отряды. Отдал приказ – рубить караулы турок, освободить и вооружить пленных казаков. Подошли скрытно к каменным казематам, в которых томились пленные. В темноте молча рубили караулы. Только раздавались посвисты сверкающих сабель. Быстрые действия казаков вселили ужас в турок. Они, бросив оружие, бежали и кричали: «Аллах! Аллах! Аман! Аман!» (Помилуй! помилуй!) Казаки добрались до дверей казематов, Сбили замки. Стали выпускать пленных. Поверженным, истощённым людям трудно было поверить, что в центре крепости с многочисленным гарнизоном к ним пришло освобождение. Увидев родные лица, многие становились на колени, плакали, приходили в себя. Поняли, что свободу никто не даёт «за просто так», за неё надо сражаться и не жаль жизнь отдать.

Освобождённые потянули руки к оружию. Наум отдал команду дьяку Серапиону выдать ружья, наставить братьев казаков на путь обретения силы духа.

— Путь, братья казаки, у вас один – вливаться в наши отряды и с боем открывать ворота крепости, уничтожать турок у крепостных стен.

Утро. Первые лучики солнца осторожно коснулись лёгких облаков. Дон-Иванович отсвечивал старинным серебром. Земля постанывала и вздрагивала в ожидании наступающего дня. 

Казак Василий Игла – физически соответствовал своей фамилии. Высокий, тонкий, с огненно-рыжей головой, горящими синими пронзительными глазами. Подошёл к Науму Васильеву:

— Атаман, отдай мне платок. Позволь послужить Отечеству, Дону-Ивановичу, степи казацкой вольной, Войску Донскому. Мы не погибнем, пока не выполним его волю. На крепостной стене я разверну платок. Дам знать казакам, что мы в Азове и бьёмся с турками. 

В свои 20 лет Василий Игла знал, что в нужное время он пригодится родной Донской земле, и готовил себя к свершению ратного подвига. В трудные минуты жизни к нему приходила картина из его детства. Она приходила и напоминала, чтоб он собрал волю и действовал. 

Родом он из маленького казачьего городка в верховьях Дона. В этом месте Дон делал крутой поворот и образовал залив. Со временем чистое место воды заросло камышом. Посередине залива образовался остров. Неожиданно на городок напали Азовские  акынжи (акын – набег). Взрослые казаки образовали оборону. Старикам приказали вывести женщин и детей на остров. Когда бой затих, беглецы вернулись. Городок горел. Увидели, что почти все мужчины погибли в бою. Василий среди убитых узнал отца и двух старших братьев. Белые рубахи у них были пропитаны красной липкой кровью. Хоронили убитых в братской могиле. Мать Василия находилась в каком-то непосильном напряжении. Её светлые глаза потемнели, запали глубоко в глазницах. Ни одного стона не выдала её грудь. Во время похорон Василий чувствовал боль и одиночество. Как ни пытался остановить слёзы – они ручьями текли из глаз. Дед Аким сказал ему тогда: «Смотри, Василий, не отводи глаз. Горе убивает слабых, сильных оно делает сильней. Пришла пора отправляться тебе в Черкасск. Учиться воинскому искусству».

 Сейчас судьба его спросила – готов ли он действовать? Сомнений у Иглы не было, он взял платок у атамана, бросился вместе с отрядом к стене. В этот момент его короткая жизнь ушла в прошлое. Он жил настоящим мгновением. Его тело наполнилось силой. В одной руке «сабля вострая» – она для него не мать родная, не жена любимая, а невеста прекрасная, с которой успел обвенчаться в бою. Она защищает, помогает ему выжить. Сзади подпирают братья казаки. Впереди цель – пробиться с боем на самую высокую стену. Вот они на стене. Под ними Дон-Иванович медленно прокатывает свои тёмные воды. Над ними посеребрённое светлое небо. Дух захватило у Василия от такой неземной  вечной красоты. В степи выстроилось Войско Донское. Василий слышит выстрелы, турки заметили его и открыли огонь из ружей. Пули щёлкают о камни, выбивая крошку. Василий стал во весь рост. Поднял руку с платком. Крутанулся на месте. Шёлковый платок ожил в его руке. Раскрылся, поймал поток воздуха и захлопал, как крыльями взлетающая крупная птица. Войско увидело сигнал и дружно отозвалось – «бойся!» Со стен кричали турки – «Аллах!». От ружейных пуль стена ожила, задвигалась, но крепко держала Василия на своих плечах. Пуля ударила в грудь. Боли он не ощутил. Тело стало непослушным. Медленно оседало. Василий собрал волю воедино, издал боевой клич казаков – бойся! – встряхнул тело и подчинил его своей воле. Поднялся. Стоял, пошатываясь. Над ним вверху трепетал платок – сигнал войску брать приступом крепость. Вдруг яркая вспышка в голове – Василий ощутил, что разжал пальцы, платок вырвался и взметнулся вверх. Восходящее солнце осветило крепостную стену. В его сверкающих лучах Василий увидел перед собой своих отца и братьев, одетых в белоснежные длинные рубахи. Отец улыбнулся:

 – Василий, смерти нет!

Войско увидело, как фигура Василия Иглы, быстро увеличиваясь в размерах, стала огромной и накрыла своей тенью крепость Азов. Затем, фигура оторвалась от стены, устремилась в небо. Раздался громоподобный голос:

 – Казаки, к вечеру крепость будет ваша!

Казаки почувствовали необычайный прилив сил – в них вселился дух победы! Он незримо был в каждом сердце, в сверкающей сабле. 

Иван Арадов – мастер — подрывник. Участвовал в войнах в Европе, там же учился подрывному делу. Однажды встретился и подружился с донским казаком.

(Продолжение следует)

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.