СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

«Троица»

В мае в прессе появилось сообщение о передаче рублевской иконы

«Святая Троица» Русской православной церкви. Позже — что икона будет выставлена в храме Христа Спасителя с 4 по 18 июня и вернется в Третьяковку, спустя какое-то время — что пребывание в храме продлено до 18 июля, после чего, заявила министр культуры, икону отправят во Всероссийский художественный центр имени академика И.Э. Грабаря, где около года будут идти работы по реабилитации шедевра перед его переездом в Троице-Сергиеву лавру. В общем, информации было много, она неоднократно менялась, и возникло ощущение, что судьба «Троицы» окончательно еще не решена.
Споры вокруг ее передачи раскололи общество. Однако специалисты непреклонны и единодушны в своем мнении: расширенный Реставрационный совет Третьяковской галереи от 15 мая 2023 года постановил, что «икона не подлежит выдаче за пределы ГТГ и обсуждение вопроса участия памятника в мероприятиях вне музейных условий в любой форме возможно лишь при достижении стабилизации состояния его сохранности…» «После вывоза его в лавру на богослужение 16-19 июля 2022 года, - говорится в документе, - произошла расконсервация памятника (он был помещен не в климатическую капсулу, а в витрину с т.н. пассивным климатом, где параметры температуры и влажности не поддерживаются стабильно – З.С.), и сегодня состояние его сохранности определяется как сложное и нестабильное».
Поскольку о «Троице» говорят и будут говорить в ближайшее время еще много, я решила собрать основные сведения о ней воедино, хотя и так всем известно, что это самая прекрасная русская икона, один из главных культурных символов страны, достояние не только нашей, но и мировой культуры, а также выразить свою гражданскую позицию по данному вопросу.
Сведения о биографии ее автора, Андрея Рублева, весьма скудны: вероятно, он родился около 1360 года, известна дата его кончины – 29 января 1430 года. В летописях отмечено, что в 1408 году Рублев вместе с другим мастером, Даниилом Черным, украсил фресковыми росписями и иконами Успенский собор во Владимире. Следующей по времени создания работой Андрея Рублева является «Звенигородский чин». В Третьяковской галерее выставлено пять деисусных икон и три иконы из праздничного ряда из владимирского собора, три иконы из «Звенигородского чина».
«Троица», исполненная для иконостаса Троицкого собора Лавры в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (первая треть XV века), стала главным творением иконописца и вершиной его искусства. В ней представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей.

Изображение на иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенный в центре, олицетворяет второе лицо Троицы – Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел – это первое лицо Троицы – Бог-Отец, правый ангел – Святой Дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.
Существует несколько типов троицких икон. Рублевская «Троица» — это образец возникшей в Византии иконографии «Троица Ветхозаветная», не имевшей поначалу самостоятельного значения, но получившей окончательное осмысление именно в древнерусском иконописании. В энциклопедии православной иконы говорится, что рублевская «Троица» совершенна и по богословию, и по своим художественным достоинствам. «Центральное место отведено трем крылатым Ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, древо и горка на заднем плане – все это образует своеобразный композиционный круг. И выражение ликов Ангелов, и гармоничное единство всех элементов иконы, и ее колорит доносят до предстоящего перед образом ощущение покоя, Божественной упорядоченности и согласия. Это мир, где нет места хаосу. Икона являет… предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия – Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти.
...В центре иконы помещена стоящая на столе, а правильнее сказать – на престоле, чаша, с головой жертвенного тельца. Левый Ангел благословляет чашу правой рукой, центральный также совершает благословляющий жест, который одновременно можно истолковать как жест нисхождения в саму чашу, а правый Ангел со склоненной головой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающееся на таинственном и непостижимом для людей совете Святой Троицы».
Великому творению Рублева посвящено немало искусствоведческих исследований. Однако никто не писал о нем столько, сколько один из ведущих советских историков искусства М.В. Алпатов. И хотя Борис Пастернак называл его статьи холодными, слишком книжными, для «Троицы» у ученого нашлись действительно поэтичные, трепетные строки: «Здесь и библейская легенда, и философское глубокомыслие, и рассказ, и созерцание, и беседа, и сосредоточенность, и нежность, и любовь, и задумчивость, и грусть, и сквозь грусть проглядывает светлая радость. Все так собрано вокруг главного образа, что предметы — горка, дерево, дом и чаша — характеризуют не только внешние обстоятельства появления трех юношей, но и их душевное состояние, поэтические мечты. Ничто не принуждало Рублева заключить свою композицию в круг, и все же круг, на который Данте смотрел недоуменным взором геометра, включен в художественную плоть, как скрытая мелодия пронизывает ее» (из «Этюдов по истории русского искусства»).
«Троица» как чтимая икона многократно поновлялась. Первое поновление произошло в начале XVII века, затем в XVIII веке и дважды в веке XIX. Лишь в начале XX века «Троица» была раскрыта от позднейших записей. Если бы зритель увидел ее до этого момента, то наверняка бы не узнал. Ни в окладе, ни без него она нисколько не похожа на знаменитый шедевр: так старательно «поновили» ее за пятьсот минувших лет (см. фото)!
Первая реставрация иконы произведена под руководством В.П. Гурьянова в 1904-1905 годах. Позже эта работа подверглась резкой критике, поскольку часть записей Гурьянов так и не удалил и сплошь прописал икону в соответствии со своими представлениями о ней… Лишь расчистка 1918 года, в которой принимали участие самые именитые на тот момент реставраторы – Г.О. Чириков, И.И. Суслов, В.А. Тюлин, Е.И. Брягин, вернула нам образ, написанный Рублевым.
Одним из руководителей реставрации «Святой Троицы» был Юрий Александрович Олсуфьев, граф, основатель научной реставрации икон, руководитель постройки храма-памятника Сергию Радонежскому на Куликовом поле. Он сохранил от уничтожения надвратные иконы кремлевских башен, в его семье по благословению патриарха Тихона была сокрыта на долгое время честная глава преподобного Сергия Радонежского. По горькой иронии судьбы, в 1938 году Олсуфьев был осужден тройкой при НКВД за «распространение антисоветских слухов» и расстрелян на Бутовском полигоне.
Расчистка иконы 1918 года была начата в том числе по инициативе живописца, реставратора и теоретика искусства И.Э. Грабаря, чье имя носят теперь мастерские, куда собираются направить на год «Троицу». Пусть это будет добрым предзнаменованием в непростой судьбе великого памятника.
Мне посчастливилось видеть «Троицу» не раз, и не два. Это были поистине волшебные минуты. И мне бы очень хотелось, чтобы и последующие поколения людей имели счастье созерцать это прекрасное творение, для чего, как ни крути, нужны определенные условия, постоянное наблюдение за иконой и забота о ней. Почему бы не поместить ее в действующий храм «Святителя Николая в Толмачах», что входит в комплекс зданий Государственной Третьяковской галереи (даже выходить из Третьяковки не нужно – два шага из вестибюля, и ты уже там), где, кстати, находится другая величайшая русская святыня — Владимирская икона Божией Матери? В отличие от «Троицы» Владимирская Богоматерь — чудотворный образ, не раз спасавший Москву от завоевателей. Это мог бы быть прекрасный вариант консенсуса, взаимодействия между духовенством и научным сообществом.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.