думаю, желанны ему. Вот я и решила, не добавив, впрочем, ничего нового, отметить сложившийся парадокс в нашем восприятии двух дат основания Азова – как мифической, так и научно обоснованной и процитировать один из первоисточников, согласно которому погибший 4 апреля 1103 года от руки русичей хан Азуп стоял у истоков азовской истории.
Старший научный сотрудник музея В.О. Бурлака пишет, что первое поселение на месте Азова было алано-тюркским и появилось в XII веке. Сам же город, считает академик С.П. Карпов, возник в следующем столетии при правителе Золотой Орды Менгу-Тимуре, при котором шла мощная государствообразующая работа и строились новые города. На это указывает тот факт, что в западноевропейских архивах найден текст инструкций от 17 октября 1269 года, данных правительством Генуи послам к Папе, посреднику в мирных переговорах с Венецией, где согласие на договор с Венецией связан с запретом для венецианцев плавать в Тану. Вот в этом письменном источнике и упоминается впервые имя Азака.
Теоретически можно допустить, что город возник ранее указанной даты, но никак не раньше середины XIII века, потому как датированный этим периодом документ, сообщая о купеческих делах, упоминает устье реки, но отнюдь не город.
Всё это понятно, но точная дата, как ни крути, у нас почему-то не прижилась. Мы не хотим признавать, что Азову 754 года, нам нравится другое число – девятьсот с хвостиком. Настолько сильна оказалась историко-литературная традиция, хотя привязка к 1067 году наверняка случилась потому, что на год условного 900-летия города выпадало еще и 50-летие Великого Октября. «Интересна история празднования 900-летия Азова, так нашумевшего и памятного многим старожилам, — пишет в «Азове тысячелетнем» журналист Юрий Кислов. — Приблизительно в это время в СССР в связи с «оттепелью» появилась новая традиция: города стали обзаводиться своими гербами, отмечать свои юбилеи. Городской комитет КПСС сочинил соответствующее письмо и отправил его в областной комитет партии. Там поручили проверить исторический возраст Азова ученым из РГУ. Они подтвердили, что Азову исполняется 900 лет. В дате определения «возраста» Азова до сих пор много спорного, есть мнения специалистов, что он намного старше, но тогда празднование юбилея вышло грандиозным (открылся новый подвесной мост, ряд других объектов)».
В общем, конъюнктура вертела (и, увы, вертит) историей, как хвост собакой… Однако красивая дата так срослась с нами, что об иной мы не хотим слышать. И в день условного дня рождения обязательно проскользнет: Азову исполнилось девятьсот с чем-то лет.
Но если все-таки поступиться фактами и соблазниться 1067-м годом, что и предпочло сделать большинство из нас, то из мглы веков начинает проступать фигура половецкого хана Азупа… Половцы (иначе кыпчаки, куманы) – многочисленный средневековый тюркоязычный кочевой народ. Изначально располагался на территории Северо-Западного Казахстана. В степи Северного Причерноморья хлынул в середине XI века из Заволжья. Его владения простирались от Тянь-Шаня до Дуная, хотя единого государства у половцев не сложилось. Жили отдельными племенными союзами во главе с ханами. В русских летописях половцы упоминаются впервые около 1054 года. Вскоре после этого началась полоса набегов кочевников на раздробленную Русь. Отдельные князья в своих личных интересах даже заключали союзы с половцами и помогали им грабить земли своих противников. Лишь в 1103 году, после Долобского съезда князей, были организованы походы в Степь, в результате которых половцы, потерпев поражение, вынуждены были частично уйти в Грузию. Со второй половины XII века их набеги на русские княжества вновь усилились, пограничные русские земли были опустошены и обезлюдели.
С началом походов монголо-татар восточные половцы влились в состав их войска. Они составили основную часть населения Золотой Орды. Еще в XIV веке их потомки именовались кыпчаками, со временем вошли в состав татар, казахов, башкир и др. народностей. Западные половцы, что интересно, при нашествии Батыя откочевали в Венгрию и Болгарию и растворились среди местных!
Один из племенных половецких союзов возглавлял хан Азуп, которому приписывается основание Азова.
Имя его появляется в летописях в связи с драматическими событиями упомянутого 1103 года. Обычно о них пишут, ссылаясь на готовые тексты современных историков. Предлагаю заглянуть в более ранний источник – «Историю Российскую» В.Н. Татищева (1686-1750):
«Вложил Бог Святополку и Владимиру (Владимир Всеволодович Мономах – З.С.) мысль благую в сердце, съехались на Долобске для совета о войне на половцев, чтоб идти совокупно… И после многих прений согласились на совете Владимирове и повелели немедленно войскам собираться… После сего соглашения вскоре Владимир пошел наперед к Переяславлю, за ним Святополк со своим войском и с ним Давид Святославич, затем Давид Всеславич полоцкий, Мстислав, внук Игорев, Всеслав Ярополчич, племянник Святополков, Ярополк Владимирович со смоленчанами. И пошли сами конями, а пехоту и груз водою до порогов отпустили. И стали в торчах у Хортича острова (остров Хортица на Днепре – З.С.), где, покинув ладьи и оставив у них стражу, сами пошли в степь, в 4 день пришли на Сутень. Половцы, уведав, что русские на них идут, думали, что делать, и на их совет съехались многие их князи. Между всеми Уруссоба, князь половецкий, видя своих коней не в состоянии, советовал послать послов и стараться о мире.
Но младшие князи воспротивились и с поношением говорили ему: «Ты боишься русских, а мы не боимся и смело на них пойдем. И вместо того, чтобы нам их одаривать и мир покупать, сами можем от них довольно получить».
Так согласясь, пошли навстречу русским, а впереди послали славного их князя Антунопа. А русские же послали Ярополка Владимировича в передовых. И оные встретились, и Ярополк на рассвете так половцев разгромил, что Антуноп со всеми его людьми был побит и едва один смог спастись. Сим русские войска еще более ободрились, а половцы, не ведая погибели своих, шли прямо на полки русские. И сошедшись неожиданно... апреля 4-го на рассвете на месте том, где первые половцы побиты были, тотчас с жестокостью бой начали, и едва русские смогли полки выстроить.
Но уведали половцы про падение Антунопа, убоясь, вскоре побежали. А русские, напав на бегущих, как не противящихся, кололи, рубили и пленили, до тех пор пока это удобно было. На сем бою убито половецких князей 20, между которыми знатнейшие: Уруссоба, Арасланоп, Кочий, Китаноп, Куман, Пукитан, Асуп, Куркач, Ченегреп, Сурбар и пр., а Веледуза взяли. Русских же весьма мало побито, и то не из знатных.
После собрания же войск Святополк повелел привести плененного князя половецкого Веледуза и стали ему их неправды и вероломства выговаривать. Он же, возлагая вину на других, просил, чтоб его на откуп отпустить, давая довольно злата, серебра, коней и скота, а при том обещаясь с клятвою никогда на русских до смерти своей не воевать.
Святополк же послал его ко Владимиру, требуя его совета. Но Владимир сказал Веледузу: «Вы, многократно клявшись, никогда обещания не сохраняли, но всегда, нападая, людей пленили и убивали. Ныне же взятое от нас хочешь нам давать и впредь снова возвращать».
Веледуз же, себя извиняя, клал вину на молодых, но Владимир ему возразил: «Если бы вы не научали и не позволяли, то молодые сами не могли плутать. Но вы их научали и что пограбят делили, чрез то многи крови русской пролито, а ныне ты своею должен заплатить».
И, посоветовавшись со Святополком, велел его рассечь на члены и разметать по полю. После сего, собравшись, все князи воздали хвалу и благодарение Господу Богу, сказав: «Сей день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный, поскольку избавил нас Господь от врагов наших и, покорив врагов под ноги наши, сокрушил главы змиевы, и припасов дал нам до сытости». Ибо взяли тогда множество коней, скота и верблюдов, а кроме того станы их с женами, детьми и множеством пленников.
А также и торки, бывшие у них, во множестве с домами и скотом пришли и русских пленников с собою привели.
Князи же, недолго медля, со всем богатством и победоносною славою по домам возвратились».
В примечаниях к труду своему Татищев добавляет к этому отрывку варианты, приведенные в разных источниках, говорит, ссылаясь на польского историка XV века Мацея Стрыйковского, и об основании Азова половецким ханом: «В Новгородской летописи: «И убили князей их Уруссобачкея, Араслана, Пукитана, Кумана, Асапа, Курката, Ченегрета, Сурбора, и проч., а Ведлуза взяли живым». Стрыковский, кн. 5, гл. 8: «…И так 1103-го зимою пошли в урочище Охутиново и ко граду половцев; князей же половецких убили 20, Рузоби, Кочегара, Килтанопа, Кумана, Азупа, которые держали тогда Азов град (получается, их было несколько? – З.С.), Куртина, Цернегрепа, Сурбура и других у Лубны реки». «Здесь Стрыковский, — пишет Татищев, — из какого русского летописца взял, неизвестно; однако ж вероятно, по его сказанию, что он имел полнейший, нежели я обрести мог. И сие обстоятельство, что Азуп имел город Азов, дает причину думать, что Азова имя от сего владельца. В древние же времена именован он Танаис, а потом турки, обладав, Арак именовали, что значит дальний, или крайний».
- Зося СИНИЦКАЯ