подготовили для горожан и гостей города подарок – ежегодную выставку «АЗовАРТ». Это 120 живописных, графических и скульптурных работ, а также фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства.
Как выяснилось на открытии, выставки по случаю Дня города имеют давнюю традицию.
— Первая выставка азовских художников состоялась в «Меценате» в ноябре 1990 года, — рассказывает куратор «АЗовАРТа» научный сотрудник музея Надежда Суворова. — Она объединила художников разных возрастов, школ и направлений, дала заряд бодрости и оптимизма. Художники 90-х с надеждой и ожиданием смотрели в будущее. Прошли десятилетия. В последнее время эти выставки стали ежегодными и вызывают большой интерес посетителей. Как сейчас художники видят своей город, воспринимают его пейзажи, жителей и историю? Об этом и многом другом нам поведает выставка «АЗовАРТ».
Что меня больше всего поразило на мероприятии, так это разнообразие стилей, жанров, а также неисчерпаемость фантазии, с которой его участники подошли к своим творениям. Например, пейзаж, запечатлевший музей, Людмила Егоренкова выполнила в технике флористики, то есть, из лепестков и листиков. А Светлана Гупал представила креативный мозаичный портрет Петра I, собранный из пуговиц!
— Поехали в Волгоград, зашли в планетарий, — рассказывает художница историю создания необычного изображения, — и там я увидела портрет Сталина, выложенный из кусочков мрамора. Меня аж торкнуло! Как раз друг из Питера привез 5-6 кг винтажных пуговиц, очень разных, интересных, еще сссровских. И у меня в голове сложилось: портрет Сталина сделан, Петра – еще нет. Вспомнила художницу Наталью Чекалину, ее мозаичные картины на картоне, вдохновилась – и за работу.
Выставка собрала в одном зале профессионалов и любителей, объединила творения художников разных поколений. Часть из них взята из фондов АМЗ. Так, я увидела в холле замечательные, пронизанные любовью к отчизне пейзажи Александра Косенко. Александр Васильевич был самодеятельным художником, но писал вдохновенно, душевно. Страсть к живописи он ощутил еще в детстве. На мусорке обнаружил выброшенные кем-то краски, взял их в руки и уже не выпускал до конца жизни. Несмотря на инвалидность, полученную на фронте, старался чаще выбираться на пленэры – предпочитал писать с натуры. В музее хранится коллекция его совершенно пленительных работ.
Также мое внимание приковала картина Николая Беликова «Турецкий вал», на которой стоит дата – 1930-е годы. Николай Акимович – наш земляк, родился в 1880-е годы в Платоново-Петровке. Но известно о нем до обидного мало – что преподавал в педучилище, жил в Азове, Ростове. Самая ранняя его работа в музейной коллекции датируется 1917 годом, самая поздняя 60-ми. «Турецкий вал» из 30-х – окошко в мир, оставшийся в прошлом веке. Ностальгическая пастораль. Та же река, та же покатая поверхность крепостного сооружения, а запечатленных домиков с белыми стенами давно уже нет. Этот вид – история.
Вообще на выставке немало полотен, посвященных конкретно Азову, Азовскому району. Самая популярная натура – здание музея, привлекающее художников своей необычной нарядностью, а также живописные городские окрестности. Интересным показался мне пейзаж Алексея Чумака «Перекресток, с. Кулешовка». Вроде бы ничего необычного – светофор, дорога и покрытое облаками небо, а глаз не оторвать, очень атмосферная работа. «Я ехал в машине, сфотографировал перекресток и из фотографий сделал картину, — рассказывает художник. – Это такой метод – показать красоту в самых обычных вещах».
Алексей Чумак занимается живописью относительно недавно. Он работает фотографом и видеооператором в пресс-службе. За кисть взялся, когда ездил по регионам в командировки и наблюдал эффектные пейзажи родной земли. «Мне захотелось отобразить их не только на фотографии, но и в картинах».
Выразителен и «Азовский порт на закате рабочего дня» Юлии Маер. «Мне очень нравится изображение контрастных цветов, сочетание теплых оранжевых тонов и почти засыпающих черных кранов, — объясняет она. — В этом есть что-то таинственное. Соединение природы – красивого заката — и нашей техногенной цивилизации».
Некоторые художники насыщали картины не только восхитительными видами, но и историческими сюжетами. Таков триптих «Азов» Михаила Белецкого, в котором слились история и современность. В нем отображены вехи, через которые прошел наш город. Слева – «чайки», лодки донских казаков, взявших Азов в 1637-м и отстоявших его в 1641-м; справа – корабли Петра I, участвовавшие в победном втором азовском походе; по центру на фоне нынешнего Азова – знаменитый петровский линейный красавец-корабль «Предестинация». Мимо него плывет современный буксир, вдали виднеется азовская судоверфь: традиции, заложенные Петром, продолжаются в наши дни!
Михаил Белецкий три года служил на флоте, и морская тематика у него преобладает. Может быть, его марины мы увидим в следующем году на персональной выставке. «Есть задумка, — делится он планами, — сделать серию «Мой город». Как коренной азовчанин я знаю его историю, но хотелось бы еще походить по музею, почитать, чтобы в моих работах переплетались образы исторического и современного Азова».
- Зося СИНИЦКАЯ