СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Да, скифы – мы!

В Азовском музее-заповеднике открылась художественно-археологическая выставка

«Скифы и сарматы», воскрешающая облик могучих кочевых племен, живших на территории Северного Причерноморья тысячи лет назад и давно канувших в лету, посредством реконструкции одежды и обуви. Читатель наверняка хотя бы слышал о скифах и сарматах, был в «золотой комнате», где хранятся принадлежавшие им сокровища, и составил представление о неустрашимых воинах и воительницах античности, другой вопрос – верно ли оно? Помните строки Александра Блока? – «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!» Красиво, емко, энергично сказано, но… неверно. Скифы были не монголоидами, а европеоидами, белокожими и большеглазыми.
Выставка - существенное и занимательное уточнение к нашим знаниям о древности, о некогда полновластных хозяевах южных степей, ведь одежда – важная часть материальной культуры человеческого общества. Стоит нам услышать начало второй главы романа «Мастер и Маргарита» «В белом плаще с кровавым подбоем…», как перед глазами тотчас встает образ Понтия Пилата, обрисованный, казалось бы, несколькими словами, где упоминается лишь плащ и шаркающая походка. Так и здесь: мы видим одежду, и в ней проступает характер двух народов, державших в узде территорию от Дона до Дуная! Наше представление становится более комплексным.
Реконструкция выполнена студентами РХУ имени Грекова (Анной Биджамовой, Анастасией Давыдовой, Алиной Елисеевой, Екатериной Кудиновой, Алиной Молокановой, Софией Слотиной, Татьяной Чигриной, Полиной Мироновой) в рамках учебного процесса по теме «Исторический костюм» под руководством члена Союза художников России Ю.Г. Лиховид, старшего преподавателя кафедры «Дизайн» ДГТУ. Это парадная и повседневная одежда, обувь, сшитые исключительно из натуральных и по возможности аутентичных материалов, образцы орнаментов в знаменитом «зверином» стиле, тиснений, графические изображения.
Источников для изучения вопроса было немного. Студенты опирались на научные исследования М.В. Горелика, С.А. Яценко и иллюстрации Евгения Края – лучшего художника, рисующего кочевые народы, для полноты сведений побывали в экспозициях музея «Танаис» и АМЗ.
Археологи же изучают облик кочевых племен по изображениям на сосудах, рельефах, по глиняным терракотовым статуэткам, сообщениям древних авторов, а также погребальным памятникам. Сама одежда, обувь не сохраняется, но в некоторых захоронениях обнаруживается, например, расшивка одежды. Однажды при раскопках были найдены обрывки нитей золотой парчи, то есть, погребенная была в расшитом ими платье, что свидетельствует о ее принадлежности к высшему сословию. Такие детали лишь на первый взгляд кажутся находками не первостепенной важности, на самом деле – это ключ не только к облику тех же скифов и сарматов, но к их мировоззрению, укладу жизни, верованиям. Например, изображения греческих, египетских божеств в погребениях скифской и сарматской знати говорят о восприятии родовой верхушкой элементов иной культуры. Или такой повод для размышления. Давно замечено, что нашивок на левом рукаве больше, чем на правом. Может быть, оттого, что левая рука менее функциональна, или потому, что левая сторона считалась «женской». И т.д.
Тематическая дизайнерская работа ростовских студентов получила одобрение научного сообщества. Познакомившись с ней, старший научный сотрудник АМЗ Н.И. Суворова поняла, что азовчане непременно должны увидеть необычную коллекцию, выступила идейным вдохновителем и куратором нынешней выставки.
Выставка «Скифы и сарматы» вышла одинаково информативной и яркой, рождающей любопытные ассоциации. Перед нашим взором возникнут воины, жрица, царственная особа, другие представители двух родственных племен. Это дефиле из прошлого – прекрасный подарок азовчанкам к 8 Марта. Ведь костюмом интересуется прежде всего прекрасная половина, и представленные модели, вполне вероятно, станут для кого-то поводом к пополнению гардероба вещами, навеянными «звериным» стилем, к практическому применению элементов своеобразной одежды наших предшественников.
На меня большое впечатление произвели женские брючные костюмы. Они как бы напоминают, что скифянки и сарматки были искусными воительницами, сражавшимися на конях при полном вооружении. В то же время их одежда отличается утонченностью и удивительной стильностью. Оригинальные головные уборы, кафтаны из кожи и замши, рубахи из шерсти и конопли, мягкие сапожки, аппликации, кожаные защитные накладки – все это создает образ эффектный, страстный. Мне даже вспомнилась Марлен Дитрих, доказавшая, что нет ничего привлекательней женщины в мужском костюме.
Да и юбочный наряд сарматок показался до боли знакомым (все новое – хорошо забытое старое!). Представьте две распашные юбки, которые – одна сзади, другая спереди - надеваются по типу фартука. Давно ли в подобном хаживали наши модницы?
Роскошным, цельным смотрится наряд сарматской царицы – тут и ложные рукава, которые позже перекочевали в русский народный костюм, и чувственный приталенный силуэт платья, и подчеркивающий достоинства фигуры «песочные часы» пояс, оригинальный конусообразный головной убор со стилизованными «антилопьими» рожками. Костюм жрицы по соседству более сдержан, что продиктовано родом занятий его предполагаемой носительницы, но не менее интересен. За ним простирается шлейф таинственности, он будто покрыт флером сокровенных знаний.
Мужская одежда, в силу традиций, не столь затейлива, но тоже выразительна: кафтан, штаны, чулки из кожи и войлока. Одним из важнейших ее элементов оказался пояс. Античная эпоха не знала карманов, поэтому пояс использовался для подвешивания мелких необходимых предметов, оружия.
Весьма удачным, оживляющим коллекцию дополнением стали 209 археологических предметов скифского и сарматского времени из фондов АМЗ, происходящие из раскопок на Нижнем Дону в 1978-2020 годах: подвески, серьги, браслеты, перстни, фибулы, пряжки, зеркала, мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий, ножи, предметы, с помощью которых изготавливалась одежда, - пряслица, иглы, ножницы и пр. Многие из этих находок экспонируются впервые.
В изобилии, например, представлены бусы, которые нашивались на одежду и обувь. Если скифянки довольствовались в основном стеклянными бусами, то сарматки украшали себя и бусами из полудрагоценных камней – сердолика, янтаря. Мужская одежда неотделима от оружия, конской упряжи. Скифы предпочитали короткий меч – акинак, сарматы – мечи длинные. В одном колчане воина могло быть до ста стрел, от которых до наших дней сохранились лишь наконечники разной длины. Зрителя поразит изысканная агрессивность «звериного» стиля, в котором выполнены бронзовые псалии в виде птиц, бронзовые ременные бляхи в форме кошачьих лапок, конский налобник с изображением головы оленя. Если предположить, что конь наделялся всеми качествами, которыми обладали указанные животные, то он должен был лететь в бою, как птица, быть ловким, бесстрашным и благородным.
Некоторые из представленных деталей конской упряжи были найдены совсем недавно, в 2020 году, в сложно устроенном погребении 4 в. до н.э. Оно состояло из трех камер, первая из которых была наполовину ограблена, во второй находились останки коня в полной упряжи.
Иной раз предметы переносят нас в описываемую эпоху не только благодаря каким-то внешним признакам, но и своему наполнению, какой-то детали, пробуждающей зрительскую эмпатию к чужой и далекой судьбе. Так, в захоронении знатной сарматки 10-12 лет археологи обнаружили статуэтку богини Афродиты, покровительницы любви и брака, – символ того, что, не успев стать супругой при жизни, она переходит в статус невесты бога подземного царства. А в лепном сосудике в погребении скифской девушки были обнаружены румяна! Только представьте – косметическое средство покрывало когда-то упругие юные щеки той, что давно стала прахом. Это как найти недопитую чашку кофе, оставленную своей хозяйкой на долгие две с половиной тысячи лет!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.