К майским праздникам «Меценат» представил выставку «Мы из СССР.
Бумага, которая не сгорела…», не только зрелищную, но и многоплановую, завязав в один узел события нашего советского прошлого, изобразительное искусство этого периода вообще и творчество отдельных художников в частности, а также сотрудничество двух арт-пространств – Азовского музея-заповедника и ростовской «Галереи NNN», совместно подготовивших новый художественный проект. «Когда два подобных объекта объединяют усилия, это всегда дает большой результат», — резюмировал увиденное директор АМЗ Е.Е. Мамичев.
Начну издалека. «Галерея NNN» появилась 14 лет назад, и практически сразу получила награду как лучшая галерея донской столицы. Три N – это начальные буквы ее учредителей, художника Николая Викторовича Полюшенко, его супруги Нины Витальевны Войновой и их сына Никиты. Располагается галерея в старинном особняке – памятнике архитектуры XIX века, в котором когда-то проживала Сабина Николаевна Шпильрейн, ученица Фрейда и пионер российского психоанализа. На ее четырехстах квадратных метрах разместилось несколько экспозиций. Во-первых, работы самого Н.В. Полюшенко, посвященные разным темам. А также академические картины лучших донских художников. В том числе вещи, написанные представителями одной интересной художественной династии, которые и были привезены для экспонирования в «Меценат» наряду с картинами Полюшенко.
Основателем династии стала А.В. Дрейлинг-Лизунова. Она родилась в 1887 году в крестьянской семье, но ее жажда служить искусству была настолько велика, что Александра Васильевна, не взирая на немалые препятствия, поступила в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Штиглица и стала скульптором. Была единственной девушкой на курсе. Из ее наследия до наших дней дошло очень немногое. Графические работы – они есть на выставке, а также модель памятника Ленину в Таганроге. Сам памятник, стоявший у входа в парк, таинственным образом исчез в 90-е. Двое из трех ее дочерей тоже получили художественное образование и замуж вышли за живописцев — Владимира Федоровича Токарева и Владимира Ильича Туривного. Токарев – выпускник РХУ имени Грекова и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Участвовал в ВОВ, попав в окружение, несколько лет находился в плену в Норвегии. Труд заключенных там использовали на военных объектах, через которые проходили грузы для снабжения фашистской армии. Надсмотрщиками в лагере поставили молодых людей из образованных немецких семей, которые, быстро сообразив, что перед ними талантливый художник, освободили Токарева от ночных смен, взамен потребовав писать картины – портреты, натюрморты, пейзажи. На выставке зритель увидит выполненный во время плена триптих... Другая отмеченная историей картина Токарева – «9 мая», написанная в 1945 году едва ли не в заключении – во время годовой проверки после освобождения из плена — и запечатлевшая ликование советских людей, встречающих прибывающих с фронта. Эта вещь так точно передает праздничность и одновременно эмоциональный накал момента, гигантский всплеск счастья в человеческих душах, что, кажется, от нее исходит какое-то небесное сияние! Оно застит пространство вокруг, приковывая к себе взгляд. В любой «компании» маленькая по размеру жанровая зарисовка становится центром внимания, ибо вместила в себя событие гигантское и написана большим мастером. Подумать только – ей столько же лет, сколько нашей Победе!
В.И. Туривный тоже закончил РХУ, а после продолжил образование в Ленинградской академии художеств. Но перед тем прошел войну – от Сталинграда до Берлина. Был главным художником Ростова. Его потрясающие производственные пейзажи воспевают мирный труд. Острый взгляд художника зафиксировал разные этапы уборки урожая, строительных работ, жизнь ростовского порта и т.д. Акварель на них яркая, сочная. Дело в том, что А.В. Дрейлинг была замечательным акварелистом, однако реализовать себя в этом качестве не успела и решила передать знания и опыт любимому зятю… «Он писал все, что видел вокруг, — комментирует творчество Туривного Н.В. Войнова. – Талантливый, плодовитый, даровитый, мощный художник. Он смог на своих полотнах остановить время. Мы смотрим на любую из них и понимаем – это 60-е годы».
Экспонируемые картины — все, что осталось после ухода последнего представителя уникальной творческой династии, — запросто могли погибнуть: люди, купившие принадлежавший художникам дом, в искусстве были не сведущи и вынесли картины во двор, чтобы сжечь их. К счастью, в этот момент их увидел ученик Туривного, забрал коллекцию, а «Галерея NNN» ее выкупила. Вот такой удивительный зигзаг судьбы, ставший для картин, несомненно являющихся достоянием донской художественной культуры, вторым рождением. Именно потому выставка в «Меценате» называется «Мы из СССР. Бумага, которая не сгорела…».
Работы заслуженного художника РФ Н.В. Полюшенко, подобранные для выставки, написаны в конце прошлого века. Кроме того, в «Меценате» экспонируются предметы из музейного фонда «Изобразительное искусство» - графические и живописные полотна советских художников 1940-1980-хх гг. в стиле соцреализма: народного художника С.И. Дудника, заслуженных художников В.А. Маркина, А.В. Пантелеева, В.Н. Лемешева, И.Л. Шкубер, И.П. Лисицкого, Е.П. Родина, В.К. Сенько.
— Среди них портреты рабочих, донские пейзажи и жанровые картины, прославляющие труд советских людей на благо своей Родины, — сообщает куратор выставки старший научный сотрудник АМЗ Н.И. Суворова. – Центральное место среди них занимают графические работы, посвященные Великой Отечественной войне: «Портрет Пешкова Прокофия Демьяновича, командира 623 стрелкового полка 151 стрелковой дивизии, участвовавшей в освобождении г.Азова 7 февраля 1943 г.» Н. Беспалого и «Мать» В.Н. Лемешева.