Древнее греческое поселение Паниардис занимало левобережье Дона.
Полнилась прибрежная земля меотами, племенными воинами, которых поселили здесь боспорские цари с Кубани с целью защищать Танаис. Славился этот народ не только рыболовными навыками, но и магическими. Сами греки признавали, что меоты — более талантливые прорицатели, чем они. Представьте их удивление, если бы они взглянули через десятки веков на берег Дона и увидели, что люди по-прежнему расхаживают в хитонах, говорят на греческом языке и предаются веселью.
25 мая на территории Крепостного парка в рамках межрегионального фестиваля «Золотое кольцо Боспорского царства» прошел в 5-й раз этнокультурный праздник «Загадки древнего Паниардиса».
Спускаясь вниз по парку, ты встречаешь пифос Диогена, в котором лежат полумесяцем «охотники» за фотографиями, далее ты видишь огромные стол и стул, рассчитанные на самого гиганта Алкионея, и мишень для последователей Артемиды. Для маленьких «греков» стоят столики с раскрасками и гипсовыми фигурками, чтобы те не заскучали перед концертной программой.
А представление уже начинается: по традиции первыми выходят актеры античного театра «Одеон». Женщина играет на флейте и становится для слушателей проводником в античный мир. Она покрыта пеплосом, куском длинной материи, который выдает её знатное происхождение. К ней присоединяются воины, жрецы и ораторы, которые славят Посейдона, молят о возвращении на отчизну, но на берегу уже потеряли надежду их дождаться, и по ним уже справляется тризна, то есть обряд, состоящий из песен и плясок в честь погибших. Эллины заводят моряцкую незатейливую песенку, хвалят богов, бросают в зрителей зерно и лепестки цветов. На волне самобытного приветствия мы плывем мимо песен на греческом языке к следующему выступлению, и наше «судно» тормозит на танце «Сиртаки» краснодарского коллектива «Ромисиони». К слову, этот танец не является народным в Греции, но после выхода фильма «Грек Зорба» обрел популярность и стал символом средиземноморского государства. Девушки в белых хитонах, держа друг друга за плечи, кружатся в танце. Греческим танцам не уступают в задоре армянские.
Греки и армяне имели давние политические, культурные и религиозные отношения, которые усиливались при Византийской и Османской империях. Дружба до сих пор живет, и на сцену выходит хореографический ансамбль «Грация» Мясниковского района с армянским танцем. Девочки танцуют в национальных костюмах — таразах, украшенных изображением граната. Вслед за ними выходит инструментальный ансамбль доулистов (те, кто играют на барабанах руками) «Сиони». Молодые парни в красных чоха отбивают ритм по натянутой мембране, крутят на пальце инструмент и улыбаются друг другу, наслаждаясь синхронностью движений.
Делаем паузу. Организаторы устраивают викторину — какие греческие слова есть в русском языке? Победителям раздают конфеты. В это время борцы раскладывают маты на траве для показательных боев, а на сцену выходит Владимир Волох, студент 4 курса ЮФУ по специальности «отечественная филология», выпускник школы греческого языка и культуры «Глоссарий». Его номер — поэтическо-музыкальная композиция на стихи Марии Полидури «И наступила роковая пора осени». Он разворачивает свиток, выдыхает беспокойство и заводит печальную песню о смысле жизни.
— Почему ты решил изучать греческий? — спрашиваю я после его выступления.
— Меня заинтересовала преподавательница древнегреческого в моем университете, она мне порекомендовала курсы греческого, и я сам захотел изучать, потому что очень красивый язык и помогает понимать Европу. Наверное, я хотел бы преподавать греческий, да и изучение греческого языка — это уже вложение в любую специальность. Знаешь греческий — можно проще освоить что угодно, — делится Влад, пока снимает с себя гиматий.
— Если бы греческий язык был человеком, как бы ты его описал?
— Это человек, слабо подверженный моде, который очень хорошо знает, что всегда будет ценно, в любые времена. Он знает, что будет ощущаться как нечто свежее и эстетичное и стремится всегда развиваться, — после долгой паузы говорит Влад и улыбается, будто описал самого себя.
Тем временем в самом разгаре идут показательные бои борцов из спортивной школы олимпийского резерва №9. Древняя Греция была местом, где многие виды спорта, включая борьбу, развивались с 704 года до н.э. Борьба была важной частью олимпийских игр и входила в классическое пятиборье, включающее бег, метание копья, метание диска, прыжки и борьбу. В борьбе побеждал тот, кто смог бросить противника на землю три раза. В Древней Греции уделялось большое внимание профессиональной подготовке бойцов, и многие известные деятели того времени, такие как Милон Кратонский, Пифагор, Платон, были борцами и участвовали в олимпийских играх.
А мы переходим от искусства борьбы и силы к искусству восточного танца. На сцену выходят танцовщицы из коллектива «Фееруз» в белых юбках и головных уборах, напоминающих хохолок павлина. Девушки пускают импульс от бедер и живота до рук и головы. Парни, которые шли мимо сцены, затормозили и уставились на девушек, толкая друг друга в бока. Предположим, что среди приличных мыслей у них возник вопрос: причем здесь восточные танцы на фестивале греческой культуры? В результате похода Александра Македонского на восток в середине 4 века до н.э. было сформировано могущественное новое государство, простиравшееся от Эгейского моря до бассейна реки Инд, от Ливийской пустыни до Каспийского моря. В ходе этого похода были завоеваны Сирия, Египет, страны Малой Азии, и греки познакомились с восточной культурой. Под воздействием восточных танцев некоторые зрители начинают повторять движения танцоров, даже если это происходит только с помощью рук. Выступившие артисты наслаждаются вечером, отпустив стресс. А участники, которым только предстоит выйти на сцену, то хмурятся, то поправляют наряды, то репетируют.
Раздевалкой, к слову, здесь служат сосны, на которые вешают вещи, как новогоднюю мишуру. Здесь переодеваются танцоры из студии народного ансамбля «Гуляй, Россияне!», которые позже выступят с «Праздничным» и «Корейским» танцами и танцем «Ведерки».
В этом году Азовский музей-заповедник объявил конкурс на греческую прическу и греческий костюм. Победителями стали Светлана Григорьян в образе Олимпиады Эпирской, мамы Александра Македонского, и Александр Калашников в образе понтийца. У Светланы длинные густые волосы, которые по меркам древних греков являются показателем достатка. Только рабы носили короткую прическу.
— Меня радует эта новость! — смеется длинноволосый Вячеслав Маер, работник музея и фронтмен группы «ATOM-steam», который сегодня бегает без устали возле сцены с камерой.
— А меня нет! — с обиженным смешком отвечает его стриженный друг-видеограф.
После народных танцев коллективов «Гармония», «Шик», «Казачья слава» и «Гуляй, Россияне!» (куда же греки без казаков?) мероприятие подходит к концу, и зрителям предлагают включиться в фитнес-класс «Зумба». Вслед за толпой в облегающих леггинсах зрители повторяют простые движения и готовятся в таком же быстром темпе к уходу домой.
Древние греки верили, что каждая сфера их жизни имеет свою покровительницу-музу. Они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты и художники. Музы поощряли их творчество и служили для них источником вдохновения. Думаю, все часы фестиваля за нашими артистами приглядывали прекрасные древнегреческие музы, веселили зрителей, а главное — благословили творцов на проведение праздника и в следующем году.