СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

250-летию Кючук-Кайнарджийского мира посвящается…

10 (21) июля 1774 г. в лагере при местечке Кючук-Кайнарджи, принадлежавшем на тот момент Османской империи,

а ныне Болгарии, был подписан мирный договор между Россией и Турцией, подтвердивший территориальные завоевания первой в ходе русско-турецкой войны и имевший для Азова значение судьбоносное: он и земли между Южным Бугом и Днепром (в том числе Крым) перешли к Российской империи. Начался масштабный, мощный процесс присоединения территории Северного Причерноморья, Кубани и причерноморских областей Грузии, завершившийся аж 36 лет спустя.
Азовский музей открывает череду мероприятий, посвященных этому событию, первым из которых стала художественная выставка в «Меценате» «250 лет Кючук-Кайнарджийскому мирному договору». Это совместное детище нашего музея, выбравшего для нее 12 тематических экспонатов из своих фондов, в том числе гравюры с портретом Екатерины II, в царствование которой были присоединены перечисленные земли, датируемые XVIII-XIX веком и переданные в АМЗ Государственным Эрмитажем, а также Ростовского регионального отделения Творческого Союза художников России.
В выставке приняло участие более тридцати членов ТСХ России из разных городов области: Ростова, Таганрога, Новочеркасска, Аксая, Каменска, Шахт, конечно, Азова и др. Они представили более шестидесяти работ, связанных с упомянутым юбилеем, а также с еще одной важной для них датой – 25-летием Ростовского регионального отделения ТСХ, основанного, кстати, замечательным скульптором Анатолием Скнариным, чья знаменитая «Тачанка» украшает въезд в донскую столицу.
— Это одна из выставок большого проекта, — говорит председатель объединения Юрий Шевченко. — Она демонстрировалась в Волгодонске, Санкт-Петербурге, Ростове, теперь в Азове, следующие на очереди Таганрог и Новочеркасск, финальная пройдет в Ростовском областном музее изобразительных искусств.
Со временем работ будет больше, и ростовская выставка обещает стать наиболее полной. Юрий Шевченко особо подчеркнул, что 25 художников областного отделения ТСХ примут участие в выставке, проведение которой запланировано в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. «И это, — говорит он, — повод для радости и гордости».
Юбилейная выставка получилась разноплановой и по жанрам, и по техникам, и по видам творчества. Зритель увидит графические и живописные портреты, донские и крымские пейзажи, скульптуру, художественную куклу, предметы декоративно-прикладного искусства.
Немало выставленных картин выполнено после пленэров, которые проходили на территории нашей области, а также Крыма. Их главная ценность в том, что этюды, эскизы, на которые опирались художники при работе над ними, написаны с натуры.
Едва входишь в зал, как внимание к себе приковывают два крупных полотна с крымскими пейзажами. Постоянный посетитель «Мецената» даже не читая этикетку определит имя автора – Петр Жайворонский, поклонник живописи старых мастеров, пишущий в классической реалистической манере. В его картинах всегда подчеркнуто знаменитое сфумато, они полны воздуха, пространства и продуманы до мелочей!
— Была сразу понятна серьезность заданной темы, несмотря на то, что она подразделяется на многие аспекты, — говорит Петр Петрович. – В 2021 году проходил фестиваль «Славянское единство», мы писали Херсонес, Инкерман, Бахчисарай. Сделали множество этюдов, на основе которых по итогам поездки написаны картины. Эти работы быстро не сделать. На одну уходит два-три месяца кропотливого труда. Каждый элемент продумываешь композиционно. Не случайны даже облака.
Помимо композиционно интересной структуры картины, которая бы в своей пластике несла идею, художник для достижения поставленной задачи использовал элементы художественной правды в ущерб правде реальной. На полотне «Корсунь. Владимирский собор», по словам автора, на переднем плане помещены камни, обломки, которых нет в действительности.
— Но и вымысел, — считает он, — должен быть продуманным и осмысленным, ничего чужеродного быть не должно.
Мучительная работа продолжается до тех пор, пока «все не урезонишь, не расположишь, как надо, не достигнешь идейной глубины». Утомительно, но каков результат!
Над двумя схожими по тематике, подаче, размеру видами Крыма Жайворонского помещена смелая по технике, манере исполнения картина Светланы Гупал «Портрет Екатерины II». Такое удачное, на мой взгляд, расположение как бы подчеркивает тот важный момент, что изображенные земли – все эти дали, горы, старинные руины — стали российскими в правление неординарной личности, действительно выдающейся монархини.
Для картины автор использовала технику текстурной штукатурки на тюле – так проявился интересный рельеф, налет старины. Сам бюст императрицы писался с ее прижизненной скульптуры. Светлана интерпретировала изображение по-своему, отчего оно получилось не стандартным — самобытным. Портрет выполнен в коричневых тонах, кое-где тронут мазками бирюзового цвета. Кажется, то ли живой человек начинает бронзоветь на наших глазах, то ли это оживает памятник, и патина на нем играет красками жизни. Монархиня, чуть улыбаясь, смотрит на нас из глубины веков прелестными прозрачными глазами, и к нам, в наше время и в наши сердца прорываются какие-то фрагменты ее блистательного царствования, доносится радостный смех, и взрыв фейерверков, и победная канонада русских пушек. Пышность и торжественность барокко в виде проступивших по бокам золотистых орнаментов дают зрителю прочувствовать величие момента.
По словам куратора выставки Надежды Суворовой, следующая выставка, опять-таки посвященная 250-й годовщине подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора, будет составлена из работ исключительно азовских художников и посвящена в том числе Дню города.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.