СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

«КРОНА-вирус» и его последствия

Если в СССР озеленение достигало поистине революционного размаха: разбивались парки,

скверы, сажались породы деревьев в соответствии с климатической зоной и исходя из потребностей местности, симпатичные, неприхотливые, быстро растущие, и прежде душные и пыльные города даже в пустынной зоне начинали напоминать оазисы, то теперь озеленение, контроль над зелеными насаждениями и уход за ними, судя по тому, что происходит вокруг, – для властей какая-то третьестепенная по важности (а может и первая с конца) сфера деятельности.
На днях я ехала по Ростову, задыхаясь в душном автобусе, но Большая Садовая даже по сравнению с ним выглядела в некоторых местах каменной пустыней. Деревья, очевидно, давно не поливались, каштаны стоят поникшие, листва сожжена беспощадным южным солнцем. Ужас! Создается стойкое ощущение, что никому ничего не надо. Погибнут эти насаждения – появится повод закупить другие. Это обычная наша безалаберность или как плитка в Москве, которая постоянно перекладывается, и уже ни у кого не вызывает сомнения – почему?
В нашем городе тоже не все благополучно. Причем уже давно. Год назад я писала, что исчезли послевоенные посадки клена ясенелистного, на смену которому пришли недолговечные пестролистные формы, что после войны у нас сажали также ясени, вязы, робинию белую (она же акация). Часть посадок сохранилась. А вот тополям повезло меньше – например, на территории ЦГБ от них почти ничего не осталось. В парке находились необыкновенно красивые экземпляры тополя серебристого, но в 90-е с постройкой различных объектов их, увы, убрали. А ведь именно они, тополя, – мощные, огромные, с кроной, смахивающей масштабностью на небольшой многоэтажный дом, – важны для оздоровления окружающей среды!
От глубокой, а точнее — нещадной обрезки, метко прозванной в народе «кронавирус», тоже чаще всего страдают тополя. По идее, заниматься ею должны специалисты, которые знают о деревьях все – как они растут, отчего зависит их жизнь и здоровье, а на самом деле — те, кто худо-бедно умеет держать в руках бензопилу. Мы, граждане, порой сами провоцируем власти на обрезку деревьев, зачастую не ведая, что творим. Я помню, во дворе на Васильева, где я прежде жила, рос черный тополь-великан. Всем под ним хватало места – и людям, и дворовым котам, и машины – одна за другой да в несколько рядов – смотрелись не так вызывающе и агрессивно. Он давал тень, прохладу, жилье десяткам певчих птиц, уют и покой, однако некоторые граждане, наоборот, не находили себе места, то и дело порываясь ограничить естественные потребности тополя. Двухнедельный тополиный пух так застил глаза, что они в конце концов ликвидировали несчастное дерево. Причем в мае месяце, когда оно как раз пылило, все чувствовало – страх, боль (и это не пустые слова). Поползновения природы заявить о своих правах оскоплены, двор гол как сокол – от дерева пенек, коты потравлены, остались гаражи да с десяток все тех же машин – в общем, превалирующий в наших городах унылый урбанистический пейзаж, летом жар и сушь, как в Сахаре. Зато, по мнению борцов с тополиным пухом и кошачьей вольностью, наступил образцовый орднунг… Не знаю, поймут ли они когда-нибудь, как жестоко и неумно поступили, в том числе по отношению к себе.
Если тополя и не уничтожаются, то «гуманно» обрезаются под полубокс или так, что остается только ствол. Крона (а она-то и есть главный козырь тополей!) в таких случаях восстанавливается, но очень долго. Внешний вид дерева портится. Кроме того, в местах крупных срезов появляется гниль, образуются дупла, что уменьшает прочность ствола и скелетных ветвей. И если обрезка осуществлялась исключительно ради того, чтобы не обломились и никого не покалечили ветви старых великанов, то это был напрасный труд: риски падения после непрофессиональных вмешательств только увеличиваются.
Специалисты по лесному хозяйству характеризуют тополь только с положительной стороны: растет быстро, неприхотлив, красив, имеет ряд достоинств, о которых речь пойдет ниже, и тополиный пух по сравнению с приносимой тополями пользой – незначительное, кратковременное неудобство. Особенно важны тополя старые, крупные, раскидистые, не испорченные обрезкой.
— Большие деревья, в том числе тополя, надо любить и беречь, а не стараться избавиться от них, — утверждают они.
Так чем же хороши тополя? Во-первых, они лучше всего справляются с загрязнением воздуха. А каждый третий случай гибели людей от инсульта, рака легких, сердечно-сосудистых заболеваний связан именно с этим фактором. Старые тополя делают воздух чище за счет огромной кроны, густой листвы, которая к тому же влажная, а у многих видов еще и клейкая. Микрочастицы прилипают к листьям. Часть их смывается дождями, другая падает на землю осенью вместе с опадающими листьями. Но, слипшиеся, они не представляют прежней опасности.
По словам специалистов, никакие новомодные деревья, маленькие, со скромной кроной, с этой задачей не справятся. Не по силам она и тем тополям, что перенесли глубокую обрезку: разве голые стволы могут поглощать частицы из воздуха?
Деревьям с роскошной кроной, и опять – в первую очередь тополям, мы обязаны и снижением шума, который, как и загрязнение воздуха, входит в число важнейших экологических факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье. По информации европейского агентства по охране окружающей среды, каждый пятый житель Европы испытывает проблемы со здоровьем, вызванные шумовым загрязнением. Люди раздражаются, уровень внимания падает, способность усваивать информацию снижается, растет число заболеваний сердца и сосудов и пр.
Тополя здесь хороши по той же причине, что и ранее: у них огромная густая крона с влажной и обильной листвой. Чем больше листовая поверхность, чем дерево здоровее, листья влажнее, тем лучше поглощается шум.
Еще одно достоинство тополей особенно актуально сейчас, в летнюю жару. Они делают воздух более прохладным и влажным. Ведь всем известно, что на тенистой зеленой улице температура на несколько градусов ниже. За счет влажной листвы с дерева испаряется много воды, что тоже дает охлаждающий, а также увлажняющий эффект.
И, наконец, последняя причина полюбить тополь, простив ему желание распространить свои семена посредством пушения, — красота. Населенные пункты, украшенные древесными гигантами, всегда смотрятся выигрышней, уютней.
И только с одной функцией, которую приписывают зеленым насаждениям, в том числе тополям, деревья города не справляются так хорошо, как мы привыкли считать. Это обеспечение кислородом. То количество кислорода, которое они могут дать в крупных промышленных центрах, не дотягивает и до процента от общегородского потребления. С этой задачей призваны справляться насаждения, окружающие города. С ними у нас, как вы понимаете, ситуация тоже не айс.
Зато у нас есть много терминалов (из окон верхних этажей они смотрятся как уродливые цилиндры, пронзающие когда-то сплошной зеленый массив), и испорченная экосистема дельты Дона, и исчезнувшие пляжи (а ведь когда-то мы ходили купаться в «топольки» за рыбзаводом), и невозможность искупаться в реке, живя на одной из самых крупных водных артерий России. Да! – и последнее новшество. Судя по сообщениям из официальной новостной ленты, длительное горение нефтепродуктов никак не повлияло на состояние воды, почвы и воздуха!
Еще чуть-чуть, и Азов назовут бальнеоклиматическим курортом и вторыми Нью-Васюками.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.