С древнейших лет на свете говорят,
Что тот, кто душам праведным подобен,
Тот людям окружающим способен
Прощать буквально все грехи подряд.
Э. Асадов
Ещё недавно предавались мы святочным забавам, и — на тебе! — уж Масленица в самом разгаре, праздник широкий, разгульный, сочетающий древние христианские традиции и едва ощутимые отголоски языческой стихии. Его апогей придётся на Прощёное воскресенье (другие названия — «проводы», «целовник», «конец масленичного веселья»), день прощанья и прощенья.
С прощаньем всё вроде бы ясно и просто. Провожая Масленицу, мы, как считали наши предки-славяне, прощаемся с зимой и приветствуем наступающую весну. И, наверное, недаром сложилось убеждение, что не потешиться на широкую Масленицу — значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому и бытовала пословица: «Хоть с себя юбчонку заложить, да Масленицу проводить».
А как быть с прощением? Зачем, казалось бы, примиряться с обидчиками?
В одном из источников я нашла следующее толкование этой православной традиции. Прощёное воскресенье — последнее из пяти предшествовавших Великому посту воскресений, в которые истинно верующий человек должен был готовить себя к воздержанию, очищению души и покаянию.
— в первое из них нужно предпринять усилия, чтобы «увидеть и понять Христа»;
— во второе — увидеть самого себя «в свете Христовом»;
— в третье — подумать о своём отчуждении от Бога;
— в четвёртое — понять, что спасение зависит от верности учению Иисуса Христа.
— в Прощёное воскресенье людям надо думать о греховности и суете мира и прощать друг другу обиды. Необходимость всепрощения перед вступлением в пост объяснялась словами из Евангелия от Матфея (они читаются утром во время литургии): «Ибо, если Вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Каждый знает, какое тягостное, гнетущее чувство испытывает человек, когда на душе камнем лежит обида. Если она «горькая», как говорили в старину, то может отравить все наши благие помыслы. Поэтому и избавляются от неё, вступая в Великий пост. Так когда-то поступали монахи, уходя на сорок дней в пустыню и не зная, приведёт ли их Господь дожить до светлого и радостного праздника Пасхи. То же делали наши прадеды. «На Масленице, — писал в начале XVII века француз Маржерет, — русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга в чём-либо в продолжение года словом или делом, встретясь на улице, и, хотя бы никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. «Прости меня, пожалуйста», — говорит один; «Бог тебе простит!» — отвечает другой… По окончании Масленицы все идут в баню».
Стремление к примирению, гармонии с окружающим миром, самим собой и своей семьёй всегда было характерно для русского человека. Говорили, что «худой мир лучше доброй вражды». В XVIII-начале XX вв. прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи. Из окрестных деревень к родителям приезжали замужние дочери с детьми, собирались сыновья. Они становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою». Те же слова говорили родители взрослым детям. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем. Во многих русских деревнях утром все шли на кладбище, где низко кланялись и просили прощения у усопших родственников.
— Нежелание прощать других означает нежелание быть христианином, — считает иеромонах Арсений Писарев. — Нам надо добиваться того, чтобы в сердцах наших не было зла на мир окружающий. Мы, люди, пытающиеся жить по духовным законам, должны своим примером показывать, как надо исполнять заповедь Божию о всепрощении. Вообще прощение — это чудо. Умение прощать — это дар от Бога, не наше достижение. Поэтому наше примирение друг с другом часто начинается на исповеди, в Таинстве Покаяния...
Между прочим, на пользу от прощения и отпущения указывают и психологи. Ими придуманы десятки практик, помогающих вычеркнуть из памяти и сердца все обиды и реально помочь своему не только психическому, но и физическому здоровью (на словах-то это легко совершать, а на деле — где взять силы и понимание?). Давайте попробуем один из предложенных специалистами методов, — его используют, когда прощение даётся очень тяжело. Когда состояние созвучно тому, что описал поэт:
Как просто тем, кто может всё прощать!
А я молчу... Мне нечего сказать...
Нет, не бывать мне в праведниках, видно!
Наше подсознание быстрее всего воспринимает записанную мысль. Поэтому сядьте перед свечой с листом бумаги и медленно записывайте всех, на кого храните хоть маленькую обидку. Пишите: «Я прощаю все обиды тому-то…». Не коллегам или однокурсникам — нет: всех называем поимённо! Начать лучше всего с родителей (тоже поимённо) и своего детства. Именно детские непрощённые обиды — это фундамент, на который «лепятся» все остальные кирпичики негатива. Разбить его очень важно. Причины обид можно писать, а можно не упоминать. Слово «ПРОЩАЮ» пишите крупными буквами — это нужно для более продуктивной работы подсознания. При этом сознание может отчаянно вопить: «Не хочу прощать!» Не обращайте на него внимания: подсознание работает глубже. Не спешите. Оставьте лист на видном месте и весь вечер периодически перечитывайте и дополняйте. А перед сном, прочитав полностью, — сожгите, пепел смойте в унитаз. ВАЖНО! Этот простой метод можно предложить детям: пусть учатся освобождать свою душу от психологической «грязи» — будут только здоровее и счастливее!
Напоследок мне хотелось бы привести известную цитату, которая тоже может стать отличным руководством к действию: когда вам кажется, что простить нельзя,— вспомните, сколько прощено вам.