Идут скорбные дни Великого поста — время обновления, покаяния и радости. Однако радости не ликующей, а тихой и на первый взгляд незаметной, но одновременно какой-то глубокой. Возможно, это оттого, что во время поста в очередной раз желаешь отойти от всей наносной суеты, обволакивающей нас каждый будний день, и обрести подлинного себя.
1 мая наступит Великий Праздник для православных христиан — Пасха. Как правильно к ней подготовиться? Как правильно провести пост? Ведь поститься физически, то есть не вкушать скоромное, — это не самое главное. Гораздо важнее очистить душу!
Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?
* Питаться просто. Общее правило: не «зацикливаться» и меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Для некоторых категорий людей допустимы определенные послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Лучше посоветоваться с духовником и врачом. Умеренность — вот золотое правило.
* Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост — время нашего освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. Причём, у каждого он будет свой.
* Молиться. Пост без молитвы — вовсе не пост. Многим свою обычную «немолитвенность» удобно списывать на ритм современной жизни, семейные заботы, проблемы и прочее. Но следует попробовать во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Тем, кто ещё не прочёл полностью Ветхий и Новый Завет, желательно наверстать упущенное за предстоящие дни Великого поста. Будет замечательно, если после чтения найдётся время поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
* Посещать богослужения. Чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга.
* Сделать то, что давно собирались. Время поста — это время возрастания во Христе. А расти во Христе — это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только Вам, но и Вашим ближним.
Время поста — это время, требующее от нас принятия решений и постоянных усилий.
* * *
Традиция Великого Поста возникла ещё в Древней Руси. Веками наши предки старались оставаться в лоне благочестия, блюсти Великий пост в его глубоком духовном значении. Понимая, что измена Великому посту есть тяжкий грех перед Богом, за который придётся отвечать.
Летопись XII века, составленная Нестором в Киево-Печерском монастыре, сообщает, что уже первых насельников обители отличало строгое соблюдение правил монашеской жизни и, в первую очередь, поста. Так, в XI веке игумен Печерского монастыря преподобный Феодосий во время Великого поста жил в пещере и общался с братией только в субботу или воскресенье через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание.
Отечественная история даёт нам примеры, когда почитание Великого поста прекращало кровопролитие. Владимир Мономах в 1116 году с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Тот, понимая, что силы неравны, выслал послов. В «Повести временных лет» говорится: «Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним».
Известно немало случаев, когда в период лихолетья для покаяния и привлечения милости Создателя народ прибегал к общественным, или «нарочитым», постам. В 1395 году, когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах служились молебны и соблюдался пост.
О том, что великопостная жизнь была органической частью русской жизни, ярко свидетельствует замечательный памятник XVI века «Домострой». Из книги понятно, что постничество было делом всего народа, всей державы.
Подвиг поста несли и русские государи. Царь Фёдор Иоаннович «смирением был прославлен, о духовных делах заботился, на милость был щедр». Первый патриарх Московский и всея Руси Иов писал о нем как о благочестивом самодержце, с юности обладавшем многими добродетелями и пренебрегавшем житейскими соблазнами.
Известно также, что в 1650 году при царе Алексее Михайловиче для избавления от нашествия саранчи и наводнений Великий пост на Руси соблюдался строже обычного.
Иностранцы с удивлением подтверждают, что в дни Великого поста даже царские особы на Руси, как простые богомольцы, отправлялись к святым местам, отказываясь от обычной жизни. Елизавета, Петр II, Екатерина II, Павел I совершали паломничества в знаменитые монастыри, говели, причащались. Несмотря на соблазны Европы, в русском народе сохранялась неповреждённая иерархия ценностей. И Великий пост со всеми его установлениями был выше, чем власть, богатство, земные наслаждения как для царя, так и для простолюдина...
Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX века. Православные постились в разгар Первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.
В русской среде веками жило понимание того, что верность посту во многом равнозначна твёрдости в вере. А от твёрдого стояния в православной вере зависят и судьба государства, и судьба человека в вечности.
* * *
Священное Писание даёт нам примеры, когда по молитве немногих праведников, любящих Бога, кающихся за свой народ и молящих за него, Бог отлагал Свой гнев.
В наше непростое время всем нам также необходимо обратиться к Нему. И в дни Великого поста начать меняться, каяться, молиться. Таких Бог не оставляет и просьбы слышит.
Великий пост — это весенний путь к тому, чтобы к его концу мы стали хоть немного лучше, чем были в начале.