Тогда я, ничтожный, сказал: «Султан мой, мы встретили этого посла в области Мужик-керман Московской страны и, обязавшись следовать вместе с ним к благоденствующему падишаху, снискали уже столько несравненных благ. А теперь окажется, что мы обманули посла». Он же тогда сказал: «Ну ты только не говори так чужому! Нагулялся ты по странам неверных и, оказывается, полюбил кяфиров. Мы для тебя возьмем у этого посла разрешение на путь следования». С этими словами он пожаловал мне, ничтожному, сто алтунов, часы, перемену одежды, красный азовский меховой кунтуш, а всем моим гулямам и спутникам — различные одежды и подарки.
После этого Мехмед-паша взял у посла пропуск для меня, ничтожного.
Бедняга посол был крайне опечален. Он сказал: «Я навещу тебя в Эдирне», после чего подарил мне, ничтожному, 300 гурушей, шкурку соболя, а также порадовал несколькими подарками моих гулямов и спутников: каждому вручил по одной московской вьючной лошади и еще каждому из моих слуг — по одной шкуре азовской кабарги.
(От Юрия ГОЛУБЕВА: Великая благодарность летописцу. Благодаря ему, мы, получая уроки краеведения, узнаем, кроме политической истории, и о природе родного края, переходившего из рук в руки.
Я обязательно поищу материалы о том, как жил наш город во время вхождения его в славянское Тьмутараканское княжество, находившееся от Киева очень далеко, даже по нашим современным меркам.
Кстати, обратите внимание, уважаемый Читатель, что на протяжении этой тысячи лет и мы, и наши предки, говоря о чём-то очень далёком, произносим фразу: «Это дальше Тьмутаракани!»
Возвращаясь к теме, посею Вам зёрнышко размышлений: город наш постоянно переходил из рук в руки. Были годы, а порой, и столетия совершенно мирной жизни, а были периоды, когда какой-то хан, султан или иной государь решал взять город себе, и население, порой, вырезалось под корень, стены сравнивались с землёй.
И вот оно — семя! Отец и мать, выращивая своё дитя, думали ли, что наступит война, и их чадо погибнет или будет угнано в рабство? Нет, конечно, все хотят мира и строят его для своих детей. А сейчас мы снова готовимся к захвату нашей страны, города, деревень. Почему? Да потому, что в Румынии и Прибалтике устанавливают ракеты среднего радиуса действия, размещают военные базы, Украину поворачивают против нас. Немного позже расскажем о том, как казаки взяли Азов... Продолжим.)
... Что же касается Ак Мехмед-паши, то он в ту зиму и метель, собрав пятьсот стрелков из ружей, тысячу хорошо вооруженных, воинственных татар на арабских конях-полукровках и воинов-черкесов, погрузил на сто телег всевозможное имущество и поставил на телеги, запряженные лошадьми, шесть пушек шахи. В короткое время он связал телеги одну с другой, чтобы держать оборону, то есть чтобы располагать телеги полевым табором наподобие крепости. Для этого он заготовил еще несколько сотен кулачей цепей. Когда он был готов пуститься в путь, все аги служилых людей Азова выделили ему пятьсот человек, да еще Сулейман-паша — двести человек. Посол Москвы также дал пятьсот человек. Все они, составив хорошо вооруженное войско в две тысячи семь человек, попрощались со всеми друзьями и с послом Москвы, затем, положившись на милость всевышнего Аллаха, со словами: «Уповаем на Аллаха» — на рассвете, в ту холодную пору, выступили в путь...
Дополнение к описанию крепости «Азов»
По окружности этой крепости стоят целых семь башен. На восточной стороне, в углу Френк-хисара, расположена Караульная башня — необычайно крепкая и мощная громадная башня. Водяная башня находится на берегу Дона. Ни крепкой, ни мощной она не является, поэтому там установлены целых двенадцать пушек бал-емез. Из Дона через подземный канал в эту башню приходит донская вода. Эту башню называют Водяной из-за того, что во время осады все войско берет из нее воду.
Описание пригорода на берегу Дона
Если идти от этой башни на запад, к углу Топрак-кале, то встретишь вдоль берега Дона ряд помещений для рыбачьих лодок и общим счетом триста справных и захудалых домов. И по всему берегу Дона расположены в ряд триста маленьких лавок. На ночь в этих лавчонках никакого товару не оставляют. Его относят в крепость, а по утрам — приносят. Есть там и целых пятьдесят кабаков и трактиров. В этих кабаках день и ночь обретаются все гуляки и пьяницы.
О занимательных диковинах и удивительных вещах. В дела пропойц, обитающих в упомянутых кабаках, не имеют права вмешиваться ни судья, ни правитель и никакой другой страж порядка, ибо в каждом кабаке имеется по одному управителю, называемому старейшиной. То есть там имеются важные и степенные старые больные люди, которые являются главами общин пропойц.
И действительно, эти старейшины ведают расправами, наказаниями и назидательными выговорами. Едва только в таком кабаке или трактире какой-нибудь пьяница поднимет шум, в тот же миг по приказу старейшины того пропойцу выгонят из общины. Если же он еще раз устроит скандал, то ему навсегда запрещают заходить в кабак или трактир. А если свершится убийство, то моментально того убийцу в путах и оковах передают гражданскому правителю. И поперек слова старейшины ни один человек ничего сделать не может. Даже если бей, паша или янычарский ага, внезапно ворвавшись в один из этих кабаков, заявит: «Здесь находится обвиняемый или преступник!» — схватить человека он не может.
И каждый старейшина общины всем впервые поднимающим чашу передает даром от себя по одному тостагану бузы (прим. ред.: хмельной напиток). Ее пьют единым духом, залпом. Выпившие этот тостаган, похожий на деревянную чашку или ковш, вмещающий два окка бузы, покупают чистую или разбавленную бузу, не торопясь пьют ее и напиваются пьяными. Но сначала, когда пьют полную чашу, полученную из рук старейшины, каждый по очереди встает и пьёт стоя. А когда пьет сам старейшина, то встают все. Старейшина кланяется им, и все снова садятся. Некоторые джигиты, получив переданную по рукам полную чашу бузы, о которой шла речь, из уважения к старейшине не держат деревянную чашу в руке, а, подхватив и приподняв ее, прикусывают чашу зубами и, уже не касаясь ее рукой, залпом выпивают два окка бузы. Удивления и изумления достойное зрелище!
Один раз в неделю старейшина устраивает пир. На следующей неделе тот же старейшина в той же общине опять устраивает угощение. Таким манером, как мы поняли, на этом свайном острове весело проводят время все газии, наслаждаясь и радуясь. Растратившись и промотавшись, эта банда усаживается на стоящие у берега Дона фыркаты и громит крепости слушающих петухов московских казаков, расположенные на другой стороне Дона. Захватив множество военной добычи и пленных, приобретя богатство и удачу, они вновь возвращаются в Азов, где, продавая военную добычу, добывают деньги.
... тысяч назначенных правителями людей бдительно стерегут эти свайные сооружения, получая от османского правительства один раз в три месяца определенное жалованье. В этом пригороде у пристани сидят назначенные пашой гюмрюк-эмин и чашнигирбаши. Со всех приходящих и уходящих судов они взимают пошлину, и все суда на эту пошлину соглашаются. Рядом с этой пристанью на берегу Дона расположены семьдесят рыбных садков, где растят рыбу.
Внешний вид пригорода Восточный Каратаяк
Этот пригород называют Восточным Каратаяком или Восточным пригородом потому, что он находится у восточной стороны крепости. Пригород расположен в некотором отдалении от рва Френк-хисара. Его также окружает с четырех сторон огромный ров. Окружность его составляет целых две тысячи шагов. В нем находятся пятьсот домов из камыша и тростника, которые опять-таки крыты глиной. Здесь также проживают ногайские племена. В этом пригороде нет ни соборной мечети, ни постоялого двора, ни бани, ни лавок. А на берегу Дона имеется много хранилищ льда. В суровую зиму вырезают на реке Дон похожие на белый хрусталь куски льда и наполняют ими эти хранилища, а в июле наслаждаются ими. По соседству с этими ледяными домами-хранилищами стоит флот из сорока фыркат. Время от времени эти суда спускают с суши в Дон. В них садятся мусульманские газии и отправляются грабить и разорять земли кяфиров (прим. ред.: людей другой веры или не подданных султана).
Если же подняться тут наверх, на стоящую на берегу Дона Соколиную башню, то увидишь на площади протяженностью в один час пути обнесенные плетнями огороды, в которых растут изумительные дыни и арбузы. В трех местах этого пригорода имеются яблоневые, вишневые и сливовые деревья. Из-за холода в пору цветения они не дают плодов, а огороды тут великолепные.
О достопримечательностях
Во-первых, всему миру известны: водящиеся в реке Дон осетры и белуги; черная икра, то есть рыбьи яйца; белый мелкий песок для часов; обитающие на островах Дона комары; похожий на белый хрусталь лед; пьянящая буза; морозы и...
Морозы бывают такие, что и в домах, имеющих печи, находясь у огня, люди замерзают и погибают. Здесь морозы сильнее, чем в Эрзуруме, Гереде и Аккермане. И тут совершенно нет дубовых дров, ибо со всех сторон здесь степь Хейхат. Всё население топит печи тростником и камышом. На островах растет похожий на них кустарник. Им также топят.
О цвете лица старых и молодых
Хоть и неистова лютость зимы, но большая часть населения сложена пропорционально, цвет лица у них красный.
Про облик всеми любимых
Прелестнее всех имеющие серебряные тела и локоны русские рабыни и московские гулямы. Весьма известны и ногайские девушки из пригородов Каратаяк.
Похвала вечным воде и воздуху
Вода и воздух приятны. В народе о них сложено много поговорок. Вот одна из них: «Обоняющий рай чует носом райскую обитель и снизу, и сверху». А из-за стужи место это и снизу, и сверху являет собою ад. Потому и сама крепость Азов — ад. Древние астрологи поместили эту крепость Азов в шестом климате и вычислили ее широту. Она расположена на пятьдесят шестой широте и на шестой без одной четверти восточной долготе...»