«Литературное наследие России и уникальный по своей выразительности и многогранности русский язык является национальным достоянием, — подчеркнул он. — Речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».
Хорошие, правильные слова. Особенно о вопросе нацбезопасности (если учитывать засилье вывесок на английском, мощный приток англицизмов да количество допускаемых в надписях и вывесках, указателях и объявлениях, в социальных сетях ошибок). Интересно, насколько озвученные главой страны прописные истины понятны и близки каждому из нас, а главное — нашим детям? За ответом на этот и ряд других тематических вопросов я обратилась к учителям русского языка и литературы с тридцатилетним педагогическим стажем Е.В. Малыгиной (СОШ №3), являющейся руководителем городского методобъединения учителей русского языка и литературы, и С.Д. Бурнус (СОШ №15), в 2008 году одержавшей победу в конкурсе «Учитель года».
Оба преподавателя отметили, что владение нормами русской речи несколько упало.
— Дети, — говорит Светлана Дмитриевна, — не могут ни письменно, ни устно передать свои мысли. Не могут построить предложение. Большие трудности вызывает сочинение.
— В нашу жизнь стремительно ворвались гаджеты, — анализирует ситуацию Елена Васильевна. — Ребята меньше стали беседовать друг с другом, больше общаются посредством письменной речи.
Однако, считает она, учащиеся нацелены на изучение родного языка, стремятся к повышению уровня грамотности, чему свидетельством те же результаты ЕГЭ.
В прошлом году средний балл по итогам проведения ЕГЭ по русскому языку составил 64,4 — выше, чем в среднем по области, и чуть ниже, чем в среднем по стране. Учащийся СОШ №9 Максим Лесной заработал 100 баллов, 13 человек — от 90 баллов и выше. Средний балл по литературе — 56,7, что тоже неплохо. Кстати, в текущем году число выпускников, пожелавших сдавать литературу, выросло в два раза.
— В нашей школе, — рассказывает Малыгина Е.В., — в 2015 году 70% ребят по результатам проведения ЕГЭ по русскому языку получили больше шестидесяти баллов, а это очень хороший показатель. Пять девочек набрали 90 баллов и выше. Это говорит о том, что выпускники готовятся к экзамену.
Введение итогового сочинения, по словам Елены Васильевны, тоже служит стимулом к чтению, изучению языка. С этой же целью в преподавание вводятся элементы лингвистики. Проводятся олимпиады, устраиваются всевозможные конкурсы, организовываются кружки и факультативы.
— Наши дети в этом году активно участвовали в конкурсе «Живая классика», — сообщает С.Д. Бурнус. — Там были потрясающие выступления! Этот проект способен приобщить детей к чтению.
Очень позитивно учителя относятся к так называемому «Тотальному диктанту». На их взгляд, СМИ должны активней оповещать население о проведении акции, агитировать, информировать, разъяснять.
Несмотря на пользу перечисленных мероприятий, педагоги убеждены, что для развития интереса к языку и литературе первостепенно, чтобы любовью к книге была отмечена семья.
— Это 90% успеха, — считает С.Д. Бурнус. — Любовь к чтению нужно воспитывать с детства. Если в семье есть книги, благотворный пример родителей, то к процессу чтения пристрастятся и дети!