Теперь-то детвора, которой, очень надеюсь, вы прочли наше повествование, знает, откуда взялось на Руси слово КАЛАНЧА, каким был наш город и люди, его населявшие, в период владычества здесь турецкого султана. А теперь перенесёмся в другой период жизни нашего Азова.
Но, уважаемый Читатель, наступает время ЦЕНЗУРЫ! Прошу Вас, прежде чем знакомить с нижеследующим материалом детей, вначале прочтите его сами и лишь потом подумайте и выбирайте, что вы расскажете детям, а что нет.
Скоро будем праздновать очередную дату Азовского казачьего сидения, поэтому предлагаю Вашему вниманию рассказ о взятии Азова донцами в царствование Михаила Федоровича. (Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских, 1864. – Кн. 3/4. – Отд. 5. – С. 12-17.)
В лета Благочестиваго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца сие происходило.
Собравшеся военное вольное казачество из городов 500 человек на тихой Дон, Атаман у них был родом Нижняго Новаграда, что на Волге-pеке, Наум Васильевич. В некое время Азовский Паша, по нашему Воевода, от Турских бояр отдаде в замужество дочь свою за Крымскаго Хана, а по нашему их Царя Старчева, и тот Азовский Паша, нагрузя четыре буса живота, отпустил на оных дочь свою по Дону к Крымскому Хану Старчеву, а провожатых с нею послал 700 человек.
И в то время, услышав на Дону казаки, Атаман с товарищи, начали мыслить, как бы Царя Старьчия невесту в полон взять и живота нажить, чего для сделали они легкие струги, и собравшеся во един круг, советовали ити в путь свой; и молились угодникам святым, Иоанну Предтечи и Николаю Чудотворцу, прося от них помощи cиe дело совершить. И по молитве, собравшеся казаков четыреста человек, пошли в путь свой, на Дону оставили для обережения 100 человек, да чернаго попа Серапиона, который к ним пришел из Астрахани от Архиепископа Макария, по некоей вине случившейся. Отправясь же Атаман с казаками в путь, влекли на ceбе струги свои к морю, и шли до онаго неделю и два дни.
Пришедши они к морю, стали в камышник, дабы устремить бусы, и оттуда Атаман отпустил десять человек казаков в степь, да изловят каких-нибудь зверей на съедение; и тогда казаки в степи нашли двух Татар спящих, а кони их привязаны были; они же, приведоша к Атаману, которой начал их спрашивать: откуда вы идете, и где пловут вашего Паши бусы, и сколько на оных живота с дочерью Пашевою? Татара же сказали, что мы из города Азова, ездили для зверинаго промысла, и бусы заутра будут здесь, живота на оных весьма много, а провожатых 700 человек; и повелел Атаман Татарам головы срубить.
В половине третьяго дня казаки, усмотрев пловущия бусы, сели в легкия свои струги и прямо устремились на оныя, Татар же тут всех 700 человек порубили и пометали в море, а бусы, приставив к берегу, все товары выгрузили.
Потом Атаман всем казакам заказал накрепко, чтоб никто к Пашевой дочери и служащим при ней не ходили и насилия им не учинили, понеже надеялся Атаман, что от Паши Азовскаго за дочерь и служащих при ней выкупу скоро быть должно.
Вскоре послe того Атаман послал на Дон двух казаков на двух Татарских лошадях, да пригонят 300 коней; и пришедше они скоро на Дон, сказали оставшим казакам, что помощию Крестителя Господня Предтечи и Чудотворца Николая поручил Бог взять 74 буса с дочерью и девицами и со всеми животами, а Татар всех 700 человек убили и пометали в море; они же, услышав о том, прославиша Бога и угодников его, и скоро пригнавше коней, все животы свезли на Дон, и дочь Пашеву со всеми служащими взяли с собою, и на Дону весь живот разделили.
Услышав же Азовский Паша, что Донские казаки бусы разбили, дочь его и служащих при ней 25 девок в полон взяли, прислал на Дон злата, сребра, жемчугу и всякаго живота на 10 000 рублей, чтоб дочерь его с девками на выкуп отдали. И казаки на выкуп все отдали, а Турецкий живот весь отправили в Астрахань сменят на Pyccкиe товары, и привезли оттуда оных на тринадцать тысяч рублей. Казаки от той Татарской свадьбы обогатились, и написали два образа во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, и поставили в часовню.
Собравшеся казаки во единой круг, начали советовать,как бы нам Азов взять.
И Атаман Наум Васильевич и Есаул Иван Федорович сказали: Разумно говорите, казаки вольные, молодцы добрые: как град Азов возмем, сделаем 130 телег, и покроем их кожами красными и черными, и во 100 телег положим по малу числу товаров, а в 30 телег по 4 человека казаков с ружьями и Русскими товарами.
Услышав у Атамана и Есаула совет, весьма похвалили и сказали: Да будет тако! И начата готовити телеги, и положили в 30 телег по малу Русских товаров и по 4 человека, и собравшеся казаки во един круг, тако сказали: Аще помощию Божиею и молитвами Иoaннa Предтечи и Николая Чудотворца возмем Азов, назад будем, или там останемся. По совершении молебнаго пения, с тихова Дону пошли к Азову-граду, и взяли с собою честныя иконы, и не доходя до Азова за день стали в камышнике и начали думать, как бы взять Азов, и несколько казаки задумались; Атаман же, видя казаков печальных, сказал им: Что вы молчите, и тужите и печалитесь? Заутра нам Бог поможет взять Азов-град.
К каждой телеге приставил Атаман по человеку, а 300 человек снарядил в хорошее Немецкое платье, и заготовил лист к Азовскому Паше или Коменданту, в коем написано: Из Астраханского Царства отпущены товары с торговыми людьми в Турецкую землю, в город Азов; и казаки другими именами назвались, и о товары на несколько тысяч выпись объявили, таможенной откуп за печатью Атамана написали, и противу того точную копию списали, в самую же полночь пошли со всем обозом к Азову. И шесть человек, едущих от Азова на конях, увидев их, стали спрашивать: Что за люди и откуда едут? Казаки сказали: едем из Астрахани, торговые люди, с Русскими товарами в Азов град.
Атаман велел всему обозу остановиться, и тем людям по 3 белки дал. Татары же, взяв белки, поехали назад в Азов, показали о том Паши или Коменданту: Едущим нам на звериную ловлю, встретили мы великой обоз Русских людей со сто возов и больше, называются из Астраханскаго Царства торговые люди, едут в Азов, а товары у них всякие Pyccкиe есть и на нашу руку. (От Юрия ГОЛУБЕВА: Посмотрите, а ведь коррупция не сегодня появилась. Дай холую три беличьи шкурки, и он о тебе такое наплетёт... Далее Вы узнаете, как из-за подарков турки целый город потеряли. По тем временам, просто огромнейший город-крепость рухнул из-за всего-то... Но не буду опережать события, в следующем номере обо всём и расскажем. Готовьте Цензуру детям, будет страшно.)