Звездное общество

Если вам, дорогие читатели, хочется оказаться в окружении звезд, добро пожаловать в «Меценат», где сейчас проходит выставка «Знаменитости на Дону».
Состоит она из трех частей. В фойе находятся портреты известных людей – художника Крылова, Петра I и пр. В зале два стенда отведены под фотографии корреспондента газеты «Красное Приазовье» Геннадия Чиркова, сделанные в 1970-х годах и запечатлевшие артистов, певцов, композиторов, побывавших в гостях у азовской публики – Нонну Мордюкову, Георгия Вицина, Льва Лещенко, Василия Соловьева-Седого.
И, наконец, все остальное пространство выставочного зала отдано работам ростовского фотографа Сергея Николаевича Казмина. Он член Союза журналистов России и Творческого Союза художников, дипломант многих творческих конкурсов, работал в газетах «Вечерний Ростов», «Молот», а сейчас делает фотоматериалы для газеты «Доблестный труд» завода «Роствертол». Есть у него серии фотографий, посвященные спорту, Дню Великой Победы, возвеличивающие человеческий труд. А полторы сотни снимков из его архива рассказывают о пребывании на Дону известных творческих личностей. Сергей Николаевич привез лишь третью часть этой коллекции – всю ее не смог бы вместить даже наш замечательный «Меценат», который, кстати говоря, вновь – в который раз - вызвал восторг у ростовчан!
Общение со звездами сцены началось у Сергея Казмина в 1979 году, на третьем курсе филологического факультета, когда он попал в штат газеты «Вечерний Ростов». В донскую столицу как раз приехал на гастроли театр «Ленком». Дело было в Доме офицеров. Казмин вел съемку из-за кулис, и к нему подошла Ирина Алферова, молодая, необыкновенно красивая, только что сыгравшая одну из самых любимых зрителем ролей – Констанции Бонасье, и попросила снять ее 4-летнюю дочь Ксению, впервые участвовавшую в постановке, а потом предложила провести фотосессию в парке имени Горького. Так появилась серия прекрасных фотографий – на мой взгляд, у начинающего ростовского фотокорреспондента они вышли много удачней, чем у столичных мастеров. По крайней мере, нигде и никогда я не видела Алферову такой восхитительной и такой естественной. Есть в них и дерзость молодого таланта, и восхищение женской красотой, и чувство эмпатии к актрисе, чуть грустной и такой трогательной.
«Ба, знакомые все лица!» - хочется воскликнуть, попав на выставку «Знаменитости на Дону». Вайкуле, Кузьмин, Вески, Санаев, Мишулин, Агузарова, Тынис Мяги, Толкунова, Сенчина, Зыкина, Сукачев, Аллегрова, Леонтьев, Папанов… Почти все фото сделаны в советское время - тогда народные любимцы вели себя корректно и скромно. В 1984 году Пугачева с Моисеевым и с двумя танцовщицами, которые составляли трио «Экспрессия», согласились поучаствовать в небольшой постановочной съемке и терпеливо позировали Казмину до тех пор, пока не получился хороший кадр. Спустя несколько лет, с приходом товарно-денежных отношений, артисты поменяют тон общения с публикой и прессой. Коллега С.Н.Казмина А.В.Блотницкий вспомнил на открытии выставки такой случай. Он попросил администрацию Софии Ротару сфотографировать певицу. Ему было отказано и предложено купить готовую фотографию за пять рублей. В итоге в областной газете появился материал о концерте с пустым местом вместо фото, об инциденте было рассказано на страницах газеты «Советская культура», и на заседании Совета Минкульта Ротару на год лишили поездок за рубеж…
Казмину, видимо, везло больше. А может дело в том, что человек он необыкновенно обаятельный, чуткий к настроению собеседника и располагающий к общению. Обо всех артистах, с которыми ему довелось встречаться, он отзывается очень тепло (за исключением одного певца, имя которого просил не называть). О некоторых из своих героев и вовсе говорит как о людях добрейшей души. Например, о нашем земляке (таганрожце) Зиновии Высоковском – тот и позировал без проблем, и поблагодарил фотографа за хорошую работу в своем автографе. А Евгений Леонов, с которым, опять-таки, Казмин столкнулся во время гастролей «Ленкома», постоянно интересовался, стоило журналисту появиться за кулисами: «Ну что, принес?» (в смысле фотографии). Сергей Николаевич действительно работал быстро – напечатанные снимки приносил на следующий день, один экземпляр дарил артисту, а свой мог дать для автографа.
Интересный случай был с Вахтангом Кикабидзе. «Можно фотографировать?» - спросил Казмин. – «Вопросов нет», - ответил певец. Казмин сел на свое привычное место в третьем ряду. Начал снимать. Параллельно с ним работал еще один фотограф, но как-то навязчиво – ходил следом за артистом по сцене, пока тот не возмутился: «Что вы меня под прицелом держите?» Сергей Николаевич подумал было, что эти слова относятся к нему, растерялся, а Кикабидзе, поймав его смущенный взгляд, уточнил: «Все нормально. Я не вам».
Перворазрядник по шахматам Калягин согласился сниматься сразу же, но на условии, что ему принесут шахматы, которое журналисты тут же выполнили, благо, шахматный клуб был совсем рядом. И потом три часа ждали, пока он разыграет партию, чтобы вернуть шахматы обратно.
Молодой Киркоров – совсем еще зеленый, до омерзительной истории с «розовой кофточкой», доступный и фонтанирующий темпераментом, запечатлен с шашкой, подаренной ему казаками. В конце концерта он воткнет ее в сцену, и бутафорское оружие согнется чуть ли не пополам…
Каждая фотография – это не только небольшой интересный сюжет, но и память о тех, кто уже ушел в мир иной.
Миронова и Талькова – почему-то так вышло - Сергей Николаевич сфотографировал за месяц до смерти. Роскошен портрет Гурченко. Именно его Людмила Марковна поместила на обложку своей книги «Люся, стоп!», а потом это же фото вместе с вестью о смерти актрисы транслировалось всеми каналами страны!
Почти все фотографии на выставке – черно-белые. Цветными фото автор занимается не так давно – с 2000-х годов. На выставке их всего три. На одной из них – артист Федор Добронравов (еще один таганрожец) в кабине вертолета. Для него проводили экскурсию по «Роствертолу», когда он приезжал со съемочной группой выбирать места для съемок будущего фильма.
А.В.Блотницкий, вошедший в историю российской фотографии как единственный фотограф, побывавший на Южном полюсе, отметил еще ряд особенностей работ Сергея Казмина: «Он мог фотографировать из зала, но предпочитал интерьерную съемку, договориться о которой было не так просто. И каждая съемка давалась ему нелегко – он работал с советской пленкой, у него не было профессиональной аппаратуры: ни «никонов», ни «кэнонов». Удивительно, что он это снял, а еще удивительней, что сохранил. Я знаю многих фотографов, которые переснимали все, но у них ничего не осталось».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.