СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2019   2020   2021   2022

Погружение в историю

Растет популярность лекций, с недавних пор вновь практикуемых нашим музеем: что ни говори, а классическая форма передачи знаний никогда себя не изживет, была, есть и в будущем останется интересной для детей и взрослых, специалистов и дилетантов. Мне удалось побывать на двух подобных мероприятиях – в зале наблюдался аншлаг, во время выступления лектора царила тишина, ребята, судя по их реакции, действительно были увлечены предложенной им темой.
— Да, нам очень понравилось, — делились впечатлениями ученицы 8 класса 11-й школы Кира Кисличная и Милена Сюсюкина. – Что-то мы уже знали, а какая-то информация была новой.
Я и сама, если честно, удивилась тому, что услышала на лекции об истории якобы арабских цифр, которыми мы пользуемся. Оказалось, что это цифры вовсе не арабские, а индийские. Через арабов они попали на Ближний Восток, а затем с арабскими завоеваниями, которые произошли в VII веке, — на территорию Европы. Более того, поначалу они были не слишком похожи на те знаки, что мы привыкли использовать для обозначения чисел, — со временем претерпели ряд трансформаций, пока несколько столетий назад не приблизились к тому виду, что знаком каждому из нас. Настоящие же арабские и персидские цифры, которые применяют в арабском мире (около полумиллиарда жителей 23-х стран), представляют собой совершенно иные знаки. Из них более-менее схожи с псевдоарабскими (то есть индийскими) лишь единица и девятка. Зато от самих арабов нам досталось слово «цифра», точнее, «сифра», что значит «ноль», «пустота».
Во время лекции старший научный сотрудник музея Никита Юдин поведал школьникам о разных цифровых обозначениях, начиная от самых примитивных и древних, их многообразии и преобразовании в процессе исторического развития. Например, первыми такими знаками были зарубки, позже превратившиеся во всем известные римские цифры, которыми мы обозначаем века до сих пор.
Индейцы майя записывали числа с помощью точек и линий. Некоторые туземные народы – хитроумных крючочков, узелков и пр. Один из самых первых счетных приборов человечества – пальцы. Кисть, если вспомнить, русские называли прежде «пястью», словом, очень напоминающим числительное «пять» — по числу пальцев на руке.
Загадочным стеклянным подвескам с изображением мужских и женских лиц, обнаруженным при раскопках Елизаветовского городища (что на самом большом острове р.Дон, где до н.э. находился крупный торговый центр), посвятил свою лекцию старший научный сотрудник АМЗ Александр Минаев. По его предположению, это не что иное, как амулеты, на которых воспроизведен облик божеств, причем не местных, а финикийских… Откуда, спросит читатель, они взялись, если центр древней Финикии располагался на территории современного Ливана?! Очень просто – одной из колоний финикийцев был знаменитый Карфаген – тоже достаточно далекий, но населенный отважными мореплавателями, которые в конце V в. до н.э. впервые посетили устье Дона, стали вести торговлю с местными варварами и вместе с заморскими товарами (вино, масло, орудия труда, посуда, стеклянные изделия – кувшины, бусы, кольца) привезли свои религиозные верования. У местных скифов к тому времени сложился собственный пантеон, у них были сильны анимистические представления, то есть божественными началами наделялись животные и растения, и финикийские амулеты не пользовались большим спросом – разве что как высокохудожественные безделушки, без наделения их магическими чертами. – Вот почему количество бусин, найденных как в торговых и жилых кварталах, так и в захоронениях, невелико.
А вот для карфагенян эти двусторонние антропоморфные бусины имели сакральный смысл. На мужских бусинах изображен Баал-Хаммон или Эшмун. На женских – богиня Тиннит. Это верховные божества карфагенян, находки с их изображениями часто случаются при раскопках городов Восточного и Западного Средиземноморья в доэллинский период. Они пользовались большим почитанием не только среди самих финикийцев, но и окружающих их народов. Эшмун – бог-врачеватель, в аграрном культе символ погибающей и возрождающейся природы. Баал-Хаммон – повелитель солнца и одновременно само светило. Тиннит – лунная богиня, богиня плодородия, которая у римлян отождествлялась с Юноной, Дианой и Церерой, у греков – с Артемидой.
Одни подвески изготовлены в виде плоских круглых бусин из синего или зеленого стекла, на которых детально прорисованы человеческие черты. Другие отлиты в виде цилиндриков из белого, синего или желтого стекла с накладным орнаментом в виде двуликих и трехликих пучеглазых масок. «Внимание к глазам не случайно, — отметил А.Минаев. – Глаза должны были зачаровать и отогнать злых духов, которые в противном случае могли бы угрожать живому владельцу этих амулетов».
Как и египтяне, финикийцы были первооткрывателями изделий из стекла.
— Мастера брали вулканическое стекло, которого было очень много в Финикии и Египте, — рассказывает А.Минаев, — расталкивали его в порошок, смешивали с содой и плавили эту смесь. Расплавленную массу заливали в готовые формочки из глины, и получались изящные украшения – бусы, подвески, амулеты, кольца. Со временем мастера научились выдувать с помощью длинной трубочки и более сложные изделия, такие как красивые сосудики из синего или зеленого стекла для благовоний или лекарств. Финикийские украшения пользовались большим спросом по всему Средиземноморью – от современной Испании до Вавилона.
Видимо, и скифов пленили эти изделия настолько, что, отбросив в сторону религиозный символизм, они приобретали их исключительно красоты ради.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.