СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

И снова о храме

Лет сто назад Азов состоял из трех частей: Крепость, Форштадт и Малакановка. Главной магистралью Форштадта была улица Московская, а его центром – Базарная площадь с церковью Успения Божией Матери, о существовании которой говорит памятный камень на месте ее расположения. Именно она стала главной героиней последних публикаций в нашей газете, хотя о необходимости ее восстановления митрополит Меркурий говорил еще во время визита в наш город в декабре 2011 года. 11 лет назад. Воссоздание храмов нелегкое дело.
Когда Азов окончательно присоединили к России в 1769 году, первым долгом посчитали приступить к обустройству дел духовных, к строительству храма, освященного во имя апостола Андрея Первозванного, который должен был стать главной соборной церковью Азова. В 1771 году «коштом 1-го Азовского батальона по благословению Его Преосвященства Тихона епископа Воронежского и Елецкого» была возведена и приходская гарнизонная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Священником определили сюда Даниила Тимофеева, затем Иеремию Яковлева. На содержание церкви деньги вычитались со всех чинов стоявшего в Азове батальона – по копейке с рубля, кроме того, содержанием служили обычные требы и доходы с прихожан 130 домов, числившихся тогда в солдатском форштадте.
В 1779 году в Азове было уже три церкви – Успенская, Андреевская, название третьей не выяснено; в предреволюционный период – уже четыре: три стационарных – Успенская, Александро-Невская, Иоанно-Предтеченская и Полковая Свято-Алексеевская. Работала часовня (что на территории больницы). Кроме того, на месте пришедшей в ветхое состояние церкви Святого Андрея Первозванного была выстроена и сохранилась до сих пор капличка (каплица – небольшая часовенка или божница). Большинство жителей посада (а всего в 1913 году их было 31 тысяча 111 человек) исповедовали православие.
Первая церковь Успения Божией Матери была деревянной, в XIX веке ее выстроили в камне. Храм неоднократно горел, перестраивался. Так как располагался он на бойком месте, к нему прибился базар, давший название всей площади. У самой церкви торговали мебелью, у церковной ограды молочными продуктами. Два раза в год проводились ярмарки: 1 марта – Евдокиевская, 17 сентября – Софиевская.
Церковь стала свидетельницей всех главных событий посада, например, торжественного празднования 200-летия взятия Азова петровской армией. В ней прошло тогда богослужение, а на Алексеевском бастионе была совершена панихида по погибшим.
Позднее Екатеринославская духовная консистория «уведомила городскую Управу, что вследствие ходатайства Войскового наказного атамана от 3 августа 1896 года Святейший Синод разрешил совершать ежегодно 19 августа в Азовской соборной церкви панихиду по императоре Петре I, его сподвижниках и павших при завоевании Азова воинах». Ежегодно служилась в церкви и панихида по благотворительнице Л.В. Тиммерман, которая нашла упокоение на маленьком кладбище близ храма. На нем хоронили почетных граждан, священников, там находилась могила хлебного магната Руссо. Кстати говоря, кладбище это так и не было перенесено.
При советской власти церковь закрыли. Она медленно разрушалась. Вроде бы никто ее не взрывал, не разбивал чугунной шар-бабой. От одного пожилого священника лет пятнадцать назад я слышала, что в пионеры принимали после того, как претендент на это звание выбивал из церкви кирпич. Сторожка и колокольня стояли еще в войну, здесь совершались службы.
Десять лет назад мне довелось провести опрос нескольких известных азовчан. «Какова должна быть дальнейшая судьба Успенской церкви?» — спрашивала я. Мне кажется, их ответы будут интересны и сегодня. Приведу запись полностью.
«Заведующая отделом истории досоветского периода музея, автор ставших бестселлерами книг об Азове заслуженный работник культуры РФ Л.Б. Перепечаева уверена, что на месте бывшей церкви надо построить минимум часовню, но лучше – храм: «Это был архитектурный ансамбль, который поддерживался двумя зданиями торговых рядов». По ее мнению, он будет очень красиво смотреться с реки, а, кроме того, что немаловажно, появится возможность, прогуливаясь в центре, зайти перекреститься, поставить свечку.
Бывший главный архитектор города В.Т. Фоменко, не один десяток лет формировавший облик Азова, когда-то сам думал о восстановлении исторического центра, делал макет застройки с храмом, который передал в музей. В прежнем виде церковь, на его взгляд, восстанавливать не нужно. Во-первых, потому, что это все равно будет новодел, а во-вторых, она не имела такой архитектурной ценности, как, к примеру, Обуховский храм. На ее месте нужно возвести капличку, а затем уже смотреть по обстоятельствам.
Почетный гражданин города Ю.И. Андреев предлагает сначала создать облик площади с церковью с помощью компьютерной графики и для начала посмотреть, как новое сооружение будет вписываться в окружающий пейзаж: «Не хотелось бы, чтобы святое место неестественно, некрасиво вписалось в сегодняшний облик Азова».
Председатель Азовской городской Думы С.П. Рябоконь убежден, что восстановление храмов – наш христианский и нравственный долг: «Я – «за», если будет больше храмов. Сейчас в церковь приходит очень много родителей даже с грудными младенцами, много деток. Если людям это необходимо – значит, этим нужно заниматься!»
Заметьте, даже при критическом взгляде на проблему ни один из опрошенных не сказал храму «нет». И мне кажется – хотя бы капличка должна вырасти на обозначенном камнем месте. Зачем? – Хороший ответ на этот вопрос я нашла на православном сайте:
Даже если храм разрушен — кирпичи да лебеда,
Воле Божией послушен Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье чистой ангельской души.
P.S. Наш разговор о храме Успения Богородицы не закончен. Нам еще есть, что вам рассказать…


При работе над публикацией использованы печатные материалы Л.Б. Перепечаевой, старших научных сотрудников АМЗ В.О. Бурлака, Н.М. Фомичева.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.